Основные этапы и элементы коммуникационного процесса
Вербальные коммуникации - коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.
Большую часть рабочего времени многие менеджеры тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7% сообщений определено их вербальным содержанием, 93% имеет невербальную природу.
Невербальные коммуникации - сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.
Формальные коммуникации - позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами:
• организационными (схема организационной структуры),
• функциональными (положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.
Неформальные коммуникации - социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов. По данным некоторых исследователей слухи по меньшей мере на 75% являются точными [13, c. 67].
Информация по каналам передается по вертикали - сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости. Неформальное общение также несет в себе различную мотивацию.
Нисходящие коммуникации - коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным.
Восходящие коммуникации - коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
Горизонтальные коммуникации - коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Диагональные коммуникации - коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено. Существуют также вертикальные коммуникации, которые рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика вертикальных коммуникаций [55, c. 84]
Вид коммуникации |
Цели |
Виды передаваемой в сообщении информации |
Нисходящие |
Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы. Оперативно сообщить новости о деятельности организации. Осуществить инструктирование по выполнению работы. Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности. Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы. Обеспечить социальную поддержку подчиненным. |
Об изменениях в политике организации. О бюджете организации, его изменении, исполнении. Директивы вышестоящих органов управления. О новых системах и процедурах. Инструкции, информация для выполнения заданий. О кадровых перемещениях и реорганизациях. |
Восходящие |
Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах. Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях. Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам. Получить представление об улучшении деятельности организации |
Отчеты о выполнении работы, возникших в ходе работы проблемах. Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам. Жалобы подчиненных. Предложения подчиненных |