Заключение
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
§ прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
§ законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынк;
§ государственный надзор за страховой деятельностью;
§ защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
В последнее время все возрастает роль государственного регулирования страхового рынка, основной задачей которого является защита интересов всех его субъектов. Особое внимание при принятии законодательных актов должно уделяться защите интересов страхователей, как более уязвимых участников страхового рынка.
До недавнего времени в российском законодательстве не существовало стройной системы государственного регулирования страховой деятельности. В настоящее время можно выделить трехступенчатую систему регулирования. Основу первой ступени составляет Гражданский Кодекс РФ, второй - закон «О страховании» («Об организации страховой деятельности в РФ), третьей ступени - подзаконные и нормативные акты, которые не должны вступать в противоречие с положениями первой и второй ступеней.
Особенность деятельности страховых организаций состоит в том, что они, помимо страховых операций, активно занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи с этим роль государства состоит в том, чтобы, с одной стороны, осуществлять регулированию инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой - способствовать эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов. При этом основной проблемой государства является принятие мер по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Проблемы российского страхового рынка схожи с проблемами, решаемыми западными коллегами. Поэтому наряду с совершенствованием российского законодательства необходим обмен опытом в этой сфере между специалистами разных стран.
[1] Бирючев О.И. Страхование: Пути развития. «Финансы», №12, 2000.
[2] http://www.insuranceconsulting.ru/publik/index.html Государственное регулирование страхования в дореволюционной России.
[3] Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[4] http://www.insuranceconsulting.ru/publik/index.html Государственное регулирование страхования в дореволюционной России.
[5] http://www.insuranceconsulting.ru/publik/index.html Государственное регулирование страхования в дореволюционной России.
[6] Грищенко Н.Б. Страховое дело: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2007.
[7] http://www.insuranceconsulting.ru/publik/index.html Государственное регулирование страхования в дореволюционной России.
[8] Е.И.Ивашкин, В.В.Ионкин Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом (Финансовый менеджмент в страховой компании), 2006
[9] Финансы. Журнал (2007-2008 гг.)
[10] Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 311 с.
[11] http://research.rbc.ru Исследования рынков. РосБизнесКонсалтинг
[12] http://www.insuranceconsulting.ru Страховой консалтинг. Государственное регулирование страхового рынка
[13] Юргенс И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ. «Страховое дело», №10, 2000.