Порядок создания банка, прекращение его деятельности
Для того чтобы заниматься банковской деятельностью, необходимо создать банк, т.е. создать его уставный капитал, зарегистрировать банк и получить лицензию на право проведения банковских операций.
Учредители (согласно закона) – это юридические и физические лица, участие которых в создании кредитной организации не запрещено законодательством РФ.
Юридические лица должны:
- быть зарегистрированы в установленном законом порядке;
- иметь устойчивое финансовое состояние, действовать не менее 3-х лет;
- выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года.
Физические лица должны иметь законные, легальные источники дохода.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала:
1) привлеченные денежные средства;
2) средства федеральных бюджетов, внебюджетных фондов и других видов собственности федеральных бюджетов;
3) средства органов местного самоуправления и государственных органов власти (если нет специальных указаний).
Платой в уставный капитал банков могут быть в виде:
- денежных средств;
- материальных активов (может выступать только здание банка, но предельный размер не денежной части должен быть не более 20%).
Если одно юридическое или физическое лицо, или группа лиц, связанных между собой, приобретают более 5 % акций кредитной организации, то требуется уведомление ЦБР, а если 20 % и более процентов, то предварительное уведомление.
Для того, чтобы получить лицензию и зарегистрироваться, необходимо, подать в территориальное управление БР следующие документы:
1. заявление (ходатайство);
2. учредительный договор;
3. устав;
4. протокол собрания учредителей;
5. свидетельство об уплате государственной пошлины;
6. копия свидетельства о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности, сведения о расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами, физ. лицо должно предоставить декларацию о доходах;
7. анкеты кандидатов на должность руководителей (наличие у них высшего образования - юридического или экономического; опыт работы как руководителя не менее 2-х лет; отсутствие судимости, другие требования).
8. расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первых 3 годах их деятельности (отдельно за каждый год);
9. список учредителей банка.
Порядок выдачи лицензий:
1) предоставление документов в территориальное управление ЦБР, которое проверяет их, дает заключение, направляет в ЦБР.
2) выдача ЦБР письменного подтверждения о получении документа;
3) рассмотрение документов в ЦБР;
4) принятие решения о возможности государственной регистрации кредитной организации, регистрация банка в «книге государственной регистрации кредитных учреждений», выписка свидетельства о государственной регистрации;
5) высылка свидетельства о регистрации кредитной организации в территориальное управление ЦБР (оно ведет реестр выданных свидетельств);
6) в трехдневный срок уведомляются учредители банка о решении и требовании ЦБР оплатить в месячный срок 100% уставного капитала предусмотренного в учредительных документах;
7) открытие накопительного корсчета для банка, куда учредители должны перечислить определенную сумму своей доли уставного капитала; сообщение и предоставление в ЦБР документа об оплате 100% суммы объявленного уставного капитала;
8) после чего, ЦБР выдает лицензию на проведение банковских операций;
9) включение выданных лицензии в реестр выданных лицензий;
Если в период работы меняется руководящий состав банка, то об этом сообщается в ЦБР и он в месячный срок, письменно, после проверки, дает согласие или мотивированный отказ.