Виды счетов, открываемых в банке для юридических лиц
Для хранения денежных средств и осуществления расчетных операций каждому субъекту хозяйствования в коммерческом банке в зависимости от статуса предприятия, характера деятельности и источника финансирования открываются следующие счета:
- расчетные;
- текущие;
- контокоррентные;
- ссудные;
- счета специального назначения;
- срочные депозитные счета.
Основными счетами являются первые два счета.
Расчетные счета открываются:
- коммерческим предприятиям и организациям, т.е. юридическим лицам, основной целью которых является извлечение прибыли;
- гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- финансовым организациям, т.е. организациям, деятельность которых в основном связана с деньгами (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые компании, брокерские организации, негосударственные пенсионные фонды).
Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность.
Текущие счета открываются клиентам, которым не могут быть открыты расчетные счета, в частности:
- некоммерческим организациям, т.е. тем организациям, которые в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли. Некоммерческие организации могут создаваться для социальных, благотворительных, образовательных, научных целей, охраны здоровья, развития физической культуры и т.п.
Самостоятельность владельцев текущего счета существенно ограничена по сравнению с расчетным. Перечень операций по текущим счетам регламентируется его учредительными документами, оговаривается в договоре на ведение счета.
Контокоррентные счета – открываются по договору с банком первоклассным предприятиям, они объединяют расчетный и ссудный счет.
В практике российских банков такие счета практически отсутствуют.
Для учета выданных ссуд предприятиям в банке открываются ссудные счета.
К счетам специального назначения относятся счета, на которые депонированы денежные средства для расчетов чеками, аккредитивами, а также счета открытые для финансирования капитальных вложений.
Если у предприятия имеются временно свободные денежные средства, то с целью получения на них большего дохода можно в банке открыть срочный депозитный счет.
Для того, чтобы открыть в банке расчетный счет необходимо представить в банк следующие документы:
1. Заявление Клиента установленного образца на открытие счета.
2. Учредительные документы Клиента (копии, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).
3. Свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).
4. Карточка с образцами подписей и оттиском печати, заверенная нотариально или вышестоящей организацией.
5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник).
6. Документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации (подлинник), Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования.
7. Регистрационную карточку статистических органов.
8. Документы, подтверждающие избрание, назначение на должность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в банковской карточке (директора – протокол собрания учредителей; главного бухгалтера – приказ о приеме на работу);
9. Другие документы по требованию банка.
Карточка с образцами подписей и оттиском печати является основным документом, в соответствии с которым производится списание (выдача) денежных сумм с расчетного счета.
Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, которому открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем.
Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и уполномоченным лицам (данным лицам не может быть предоставлено право первой подписи).
После проверки всех представленных документов (на подлинность, на правильность оформления), между банком и клиентом заключается «Договор банковского счета», где оговариваются все условия по ведению счета, права и обязанности сторон, стоимость оказываемых банком услуг, а также материальная ответственность за нарушение условий договора.
Договор заключается в 2-х экземплярах (1 в банке, 1 - клиенту) сроком на 1 год, но если ни одна из сторон не заявила о его расторжении, то он автоматически пролонгируется, каждая страница договора подписывается и заверяется печатями сторон.