Специфика банковского менеджмента
Менеджмент – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
Банковский менеджмент – это система управления кредитной организацией, основанная на использовании совершенных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики.
Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком и, таким образом, особенностью менеджмента. Эта специфика состоит в следующем:
- извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченных средств;
- высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;
- своеобразие банковского продукта;
- высокие риски всех банковских операций;
- наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны ЦБР;
- и т.д.
Не смотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.
Содержание процесса управления кредитной организацией:
• постановка целей;
• анализ управленческой деятельности;
• прогнозирование;
• планирование;
• организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
• мотивация деятельности персонала;
• мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента:
• стратегический (общий);
• финансовый;
• менеджмент персонала.
Стратегическим (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент - управление финансово-экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
• управление капиталом;
• управление активами и пассивами;
• управление ликвидностью;
• управление доходностью;
• управление банковскими рисками.
Менеджмент персонала - управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.
Остановимся на отдельных видах финансового менеджмента:
1. Управление капиталом предполагает:
а) обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Так, чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства.
В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными;
б) выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают два способа:
- увеличение капитала за счет нераспределенной прибыли;
- увеличение капитала за счет повторных эмиссий.
2. Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещение по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.
При организации депозитных операций (управление пассивами) следует:
- разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;
- особое внимание следует уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;
- постоянно отслеживать остатки средств на расчетных счетах и обороты по ним, при наличии постоянных остатков рекомендовать владельцам средств переводить на срочные счета;
- свести к минимуму свободные ресурсы на депозитных счетах (т.е., чтобы каждый рубль в банке приносил достаточный доход);