Экономические и социальные факторы моделирования систем обязательного пенсионного страхования
Оценка перспектив развития пенсионной системы с помощью актуарных расчетов, разработка соответствующих методов финансирования, анализ различных методов расчета тарифов страховых взносов и пенсионных расходов с учетом экономических и демографических факторов и сценариев не могут осуществляться без применения современных компьютерных технологий. Для информационной поддержки актуарной модели, способной решать задачи с высокой степенью достоверности, требуется организация интегрированного банка данных, содержащего базы данных, дифференцированные по регионам для городского и сельского населения, половозрастных групп, отраслей экономики, а в перспективе, возможно, и по отдельным организациям. [32]
По актуарной модели, оценивающей стоимость пенсионной системы, планирующей предполагаемые денежные потоки на ежегодной основе (как это принято в большинстве стран), должны осуществляться расчеты на базе различных вероятностей рождения и смертности, выхода на пенсию и выбывания из системы, а также экономических предположений по инфляции (росту индекса цен), динамике размера оплаты труда и увеличения пенсий. [13] В актуарную модель также необходимо заложить основные экономические и демографические факторы, непосредственно влияющие на будущее состояние пенсионной системы.
Для корректности и повышения гибкости актуарной модели нужно отразить перспективную возможность инвестирования средств. Соответственно потребуется создание баз данных с информацией о доходности и росте дивидендов, инвестиционном доходе и т.п.
В модели должны использоваться также данные государственной статистики, ведомственной статистики ПФР и органов социального обеспечения, бухгалтерской отчетности органов. Однако в настоящее время основные демографические показатели, на которых традиционно базируются актуарные технологии, недоступны для использования, поскольку подобная статистика в нашей стране в нужном ракурсе не ведется. [18]
Завершение работ по организации системы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц позволит получить дополнительную информацию, отсутствующую или недостоверную в настоящее время, что существенно увеличит перечень факторов и объем данных, а также сферу применения методов и точность результатов актуарного анализа. Учет каждого застрахованного лица в течение всего периода страхового и специального стажа, размера его заработной платы, профессиональных и других льгот, страховых взносов, уплачиваемых за данное застрахованное лицо, позволит с большей степенью точности спрогнозировать не только объем средств, необходимый на выплату пенсий застрахованным лицам, но и баланс пенсионной системы в целом. [23]
Поскольку формирование реестра (базы данных) застрахованных лиц и пенсионеров будет осуществляться на основе собираемой в регионах информации, постольку наиболее целесообразной представляется организация параллельной с персонифицированным учетом работы по формированию данных для актуарного оценивания объема пенсионных обязательств и анализа полученной и хранящейся в реестре информации. При этом важно подчеркнуть принципиальное различие как в самой информации, так и отличия в формировании базы данных актуарных расчетов от формирования базы данных персонифицированного учета. Подобное «разделение труда», а точнее информация, позволит корректировать информацию, поступающую затем в центральный банк данных актуарной службы, а также определить на региональном уровне потребность в финансировании пенсионной системы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, на мой взгляд, можно сделать вывод, что по мере развития системы пенсионного страхования, основанной на рыночных (а не конъюнктурно-политических) принципах, объективной необходимостью станет создание Центра актуарных расчетов в системе социального страхования, перед которым будет поставлена задача организации и контроля за актуарной деятельностью в сфере государственного и негосударственного социального страхования.