Банковские электронные услуги
Существует общераспространенный термин, обозначающий все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с помощью услуг, техническим возможностям, так и по выпускающим их организациям, - пластиковые карточки.
Карточка может служить пропуском, водительским удостоверением. Средством открытия компьютера, оплаты телефонных переговоров, приобретаемых в магазине товаров и т.д. и т.п. Из всего разнообразия карточек выделим финансовые карты
, т.е. карты, используемые для платежей. Фактически они представляют собой заменители наличных денежных знаков во всех их функциях, а так же часто – инструмент получения денежных знаков со счета в банке; являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов (платежей).
Существуют следующие виды финансовых карт
:
· обыкновенные пластиковые;
· магнитные;
· электронные (микропроцессорные и лазерные).
На обыкновенных,
самых простых картахс фиксированной покупательной способностью, обычно нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентификационный код. Все это напечатано или рельефно изображено на передней стороне карты. Оборотная сторона может содержать подпись владельца.
Магнитная карта
выглядит так же, но на оборотной стороне имеет магнитную полосу, способную хранить небольшой объем информации (около 100 байтов), которую можно считывать с помощью специального устройства на обрабатывающих машинах (устройство так же может распечатать чек).
Микропроцессорная карта
, или карта памяти(memory card), выглядит так же, но обладает встроенным микропроцессором (чипом) с возможностями небольшого компьютера, управляющего всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами. Такие карты часто называют «интеллектуальными» (smart carts).
В семействе электронных финансовых карт различают обыкновенные карты памяти, смарт-карты, суперсмарт-карты. А так же лазерные карты (карты с лазерным сканированием).
Банковские карты – финансовые карты, которые банки выпускают и используют в качестве инструмента привлечения средств клиентов.
При этом они могут выпускать и/или распространять:
· карты собственные;
· карты других банков (отечественных и иностранных);
· карты различных платежных систем (национальных и международных – «Виза», «Еврокард/Мастеркард и др.)
Эмиссия банковских карт
Физическому лицу (резиденту и нерезиденту), внесшему средства на соответствующий счет в банке, последний может выдавать карты 2-х типов:
· расчетную
(дебетнуюили дебетовую
) карту
– банковскую карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплата товаров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределах расходного лимита, установленного банком);
· кредитную (кредитовую) карту
– банковскую карту, которая позволяет ее держателю оплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленной банком кредитной линии (в пределах лимита).
Юридическому лицу (корпоративному клиенту) банк может выдавать:
· расчетные
корпоративные карты;
· кредитные
корпоративные карты.
Корпоративная карта
– банковская карта, держатель которой может проводить операции по банковскому счету клиента – юридического лица.
Наличные деньги с помощью банковских карт через банкоматы или специальных пунктах выдачи наличных. Банкомат
- электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денег, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации о состоянии банковского счета, осуществления безналичных платежей и т.д. При проведении валютных операций через банкоматы с использованием банковских карт справка ф. № 0406007 не оформляется и не выдается.
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи таких банковских услуг самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует их по вопросам оборудования соответствующих терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные технические системы (обычно их именуют системами «банк — клиент
») позволяют клиенту, используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиям связи (телефонная линия или др.) к банковскому компьютеру и проводить нужные ему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно.