Использование банковских услуг посредством Интернета
(Internet-banking) можно считать разновидностью использования технологии «банк — клиент», которая означает прежде всего управление клиентами своими банковскими счетами не выходя из дому (конторы). Такая технология в ряде случаев позволяет работать в мультивалютном режиме, т.е. проводить операции в нескольких валютах (не считая, естественно, операций в национальной денежной единице).
Интернет-банкинг в целом приспособлен к выполнению следующих функций:
· передача в банк платежных поручений на списание средств со счетов клиента;
· получение выписок со счетов;
· получение из банка электронных копий документов, подтверждающих зачисление средств на счета клиента;
· получение информации о текущем состоянии счетов;
· получение информации о курсах валют;
· прием/передача почтовых сообщений;
· прием/передача стандартизированных сообщений, требующих от банка ручной обработки и принятия решений (заказ на инкассацию,
· платежное поручение, заказ на покупку/продажу валюты на бирже и т.д.);
· выполнение операций с ценными бумагами;
· получение справочной информации.
Использование Интернета позволяет клиенту так же:
· иметь быстрый доступ ко всем своим счетам в банке;
· посмотреть историю движения средств и получить выписки с любого
· своего счета за любой промежуток времени;
· переводить деньги между своими счетами;
· переводить деньги на любой счет, открытый в том же банке
· конвертировать рубли в валюту и обратно;
· пополнять карточные счета;
· оперативно размещать средства в срочные вклады (депозиты);
· проводить коммунальные платежи, оплачивать телефонные услуги и сам
· доступ в Интернет.
Наконец, с помощью интернет-технологий возможно:
· удаленно открывать новые счета;
· блокировать свои карты (в случае их утери);
· проводить любые переводы не только между счетами
· открытыми в данном банке, но и на любой счет любого лица в любом банке;
· оплачивать товары и услуги в электронных магазинах Интернета.
Российские банки в последние годы заинтересовались возможностями Интернета. Это связано прежде всего с тем, что технология предоставления банковских услуг через Интернет позволяет в 10 рез уменьшить издержки на выполнение банковских операций.
Системы «банк – клиент» нужны в первую очередь самим банкам. Не всем, конечно, а тем, кто успешно работает и расширят свою клиентскую базу. В то же время оценить финансовую эффективность указанных систем для банков пока сложно.
С позиции клиентов важнейшее преимущество электронных банковских услуг – возможность получения любой информации в любое время суток (наряду с использованием других возможностей). Но в целом для клиентов банков (как физических, так и юридических лиц), главным фактором, сдерживающим их вступление в число пользователей подобных систем, остается размер оплаты услуг системы.