Роль и значение страхового агента в проведении страхования
Организация продаж страховых полисов (заключение договоров страхования) является одним из основных компонентов маркетинга в условиях конкуренции. Это понятие включает в себя как собственно продажу страхового полиса, так и убеждение страхователя в его покупке. Продажа страховых полисов может осуществляться непосредственно в представительствах и агентствах страховых компаний или через страховых посредников. В качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры.
В Республики Беларусь страховым агентом может быть физическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, заключает и возобновляет договора страхования, инкассирует страховую премию, оформляет документацию.
Взаимоотношения между страховой компанией и агентом регулируется генеральными соглашениями о сотрудничестве или же контрактами. Посреднические услуги страхового агента оплачиваются страховщиком по твердым фиксированным ставкам в процентах от объёма выполненных работ, т.е. объёма поступлений страховых взносов по заключённым и действующим договорам, либо в процентах к общей страховой сумме по договорам или к количеству договоров данного вида.
Использование страховых агентов в страховании позволяет повысить конкурентность страховщиков, а следовательно, и улучшить качество обслуживания страхователей.
Главная обязанность страховых агентов состоит в заключение новых и возобновлении действующих договоров, а также в проведении агитации и пропаганды страховых услуг среди населения. Успешное заключение договоров с потенциальными страхователями во многом зависит от профессиональных качеств страховых агентов:
- нахождения общего языка с индивидуальными и коллективными страхователями,
- организации бесед по страховой тематике,
- участие в распространении наглядной агитации и рекламе.
Работа в качестве страхового агента требует от кандидата на эту должность не только глубоких знаний в области предлагаемых видов страхования, психологии людей, но и обладания такими качествами, доброжелательность, вежливость, умение поддержать беседу и располагать к себе собеседника.
Не последнюю роль играет и почерк страховых агентов, его умение ясно, чётко, грамотно и без ошибок заполнять различную (в том числе денежную) документацию. Неразборчивые записи, сделанные страховыми агентами в полисах, квитанциях и других документах, часто становятся причиной конфликтов со страхователями и отрицательно сказываются, в конечном итоге, на репутации (имидже) страховщика.