Зарубежный опыт функционирования рынка страховых услуг на примере стран с развитой рыночной экономикой
- "входной" баланс для вновь созданных страховщиков или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствия активов и обязательств, для действующих;
- план развития страховых операций на ближайшую перспективу (в разных странах на 1-3 года), отражающий предполагаемые объемы поступлений по видам страхования, а также планируемые активы в покрытие обязательств по заключаемым договорам;
- правила или условия страхования по видам страхования;
- типовые формы договоров страхования;
- математически и статистически обоснованные системы тарифных ставок;
- порядок формирования и размещения страховых резервов, а также в некоторых странах условия осуществления предупредительных мероприятий;
- планы перестрахования, в том числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;
- сведения об управленческом составе компании и (в некоторых странах, в частности в Великобритании и США) сведения о предполагаемых посредниках и каналах сбыта.
Кроме того, в некоторых странах (в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией новые компании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности руководителей и ключевых сотрудников занимают специалисты, по своей профессиональной подготовке, соответствующие требованиям национального и международного страхового рынка, не подвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями законодательства. Иногда даже требуется представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитной сфере лица.
Регулированию на стадии лицензирования подвергается, прежде всего, страховой продукт. Основу этого процесса составляет утверждение условий страхования. К решению этой задачи есть два принципиальных подхода. Первый – утверждение правил каждой страховой компании в индивидуальном порядке. Такое положение существует сейчас в США и других странах, а также в России. Второй подход – работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования. Если компания хочет проводить страхование рисков, не предусмотренных типовыми правилами, ввести дополнительные условия или заниматься новым видом страхования, по которому нет типовых правил, она может в установленном порядке подать документы на утверждение специальных условий страхования.
На стадии лицензирования осуществляется регулирование содержания договоров страхования. Оно может иметь различную степень детализации:
- отсутствие деятельности органов надзора по предварительной проверке содержания договоров – Великобритания и др.;
- предварительная проверка типовых договоров на факт наличия существенных условий – Франция и др.;
- предварительное утверждение содержания стандартных форм договоров с точки зрения всех условий – Германия.
Государственное регулирование текущей деятельности страховых организаций направлено в первую очередь на обеспечение их финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства к финансовой устойчивости страховщиков достаточно жестки.
Так же актуально регулирование размещения страховых резервов. Оно служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значение прямой результат – обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполнения ими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеет и косвенные последствия, в результате действия которых она может использоваться как регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков. В частности, ужесточение инвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которые уступают позиции более сильным конкурентам, таким образом, происходит укрупнение страховых компаний. В некоторых странах покупка государственных долговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязывая вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает устойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (а она перераспределяет в развитых странах до 8-10% ВВП) в стабильного заимодавца государства. Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственные ценные бумаги считаются "безрисковыми". В России аналогичная норма действовала до 1998 г., однако затем от нее отказались.