Анализ основных отраслей страхования в России

Страница 1

Современный российский страховой рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних лет и без того крайне незначительная доля реального страхования в ВВП неуклонно снижалась, что являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране модели страховых отношений. Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом.

Текущее состояние страхового рынка:

В первом квартале 2009 года страховой рынок продолжил активное развитие. Можно выделить следующие основные тенденции:

- дальнейшее сокращение числа страховых компаний; активные действия надзора по борьбе с недобросовестными страховщиками;

- структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией;

- укрупнение компаний; сохранение высокой активности по сделкам слияния и поглощения; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп;

- постепенное развитие классического страхования жизни на фоне очищения рынка страхования жизни; рост убыточности в отдельных секторах общего страхования.

Не смотря на то, что взносы на страховом рынке выросли уже более чем на 30%, но страховщики не видят своего дальнейшего развития, так как слабость перестраховочного рынка формирует зависимость от мирового финансового рынка, что превращает российские страховые компании в посредников. Это в результате может привести к тому, что потребности российской экономики в страховой защите не будут удовлетворены.

По итогам 1 квартала 2009 года число страховых организаций продолжает сокращаться. На 1 сентября их зарегистрировано в Государственном реестре 842. Этот привычный с 2002 года для рынка процесс связан с усилением контрольных мер со стороны надзорного органа, активизацией сделок слияния и поглощения страховых организаций, а также ростом убыточности в отдельных секторах страхового рынка на фоне неосмотрительной политики агрессивного расширения доли рынка отдельных компаний при росте конкуренции, стимулируемом приходом иностранных страховщиков.

В первом полугодии 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, совокупный объем страховых премий, без учета платежей по ОМС, упал лишь на 8,1%. Величина снижения покажется незначительной, если сравнивать ее с падением ВВП за тот же период (- 10,4%), снижением индекса промышленного производства (- 14,8%), грузооборота (- 17,5%) и объема строительных работ (- 19,3%).

Сокращение количества страховых и кредитных организаций по данным Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы страхового надзора можно увидеть в приложении В.

Как показали результаты исследований, в наибольшей степени собранные страховые премии сократились у кэптивных компаний. Это стало прямым следствием сокращения страховых бюджетов их основных клиентов, ведь бизнес таких страховщиков наименее диверсифицирован и сильно завязан на одну финансово – промышленную группу. Если посмотреть в разрезе видов страхования, то лидерами падения стали: кредитное автоКАСКО и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли – по автострахованию (-13,2 млрд. рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года), добровольному медицинскому страхованию (-4,0 млрд. рублей), страхованию от несчастных случаев (-3,2 млрд. рублей). В разрезе розница - корпоратив наиболее всего упало розничное страхование, т. к. корпоративный сегмент был в определенной мере поддержан введением новых обязательных видов страхования ответственности, а также ростом стоимости зарубежной перестраховочной защиты крупных рисков из-за девальвации рубля. В территориальном разрезе впервые после нескольких лет снижения доля Москвы в общем объеме собранной по стране страховой премии выросла с 40,9% в первом полугодии 2008 года до 47,4% в первом полугодии 2009 года.

Данные страховщиков демонстрируют существенное увеличение доли договоров с франшизой, как в корпоративном, так и розничном видах страхования, а также договоров с неполной страховой стоимостью. Что касается повышения роли франшизы, то это, безусловно, позитивное влияние кризиса, т. к. применение франшизы, особенно в массовых видах страхования, снижает расходы на ведение дела и повышает эффективность страхования, способствует оптимальной защите рисков. Напротив, рост масштабов недострахования – существенный откат назад для отечественной страховой отрасли, отбрасывающий корпоративное страхование на несколько лет в прошлое. По-прежнему для большинства российских компаний страхование – это не инструмент грамотного управления своими рисками, а лишь статья расходов, финансируемая по остаточному принципу. Во время кризиса зачастую расходы на страхование сокращаются как «ненужные», что в результате еще больше снижает стрессоустойчивость российской экономики.

Страницы: 1 2

Поиск