Заключение

Страница 1

Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для работы, позволило в определенной степени разработать отдельные аспекты сложного комплекса вопросов, связанных с изучением агентства по страхованию вкладов.

Частный бизнес, предоставленный сам себе, не в состоянии самостоятельно решить ряд важных задач по стабилизации банковской системы. Именно поэтому государством было создано Агентство в качестве специальной некоммерческой организации, чья деятельность и направлена на их решение.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

Агентство по страхованию вкладов является публичным юридическим лицом и на сегодняшний день выполняет три социально-экономические (общественно значимые, публичные) функции: страхование банковских вкладов, ликвидация несостоятельных банков, в том числе осуществление полномочий конкурсного управляющего, и предупреждение банкротства банков в рамках согласованных с Банком России действий.

Одной из главных задач при создании системы страхования вкладов являлось ограничение принимаемых ею финансовых рисков. В связи с этим на этапе создания системы в нее допускались лишь те банки, которые имели достоверный учет и отчетность, выполняли обязательные экономические нормативы, имели устойчивое финансовое положение.

К основным функциям Агентства по страхованию вкладов относятся:

- выплата вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страховых случаев;

- ведение реестра банков-участников системы страхования вкладов;

- контроль за формированием фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков;

- инвестирование временно свободных средств фонда страхования вкладов.

- выполнение функций Института корпоративных конкурсных управляющих несостоятельных банков.

Государство при решении социально-экономических задач в указанной сфере принципиально исходило из того, что соответствующий институт, функционирующий вне конкурентной среды, должен действовать на бесприбыльной основе в качестве инструмента государственной социально-экономической политики, а вышеуказанные функции следует рассматривать как публичные, реализуемые в интересах всего общества.

Агентство по страхованию вкладов является некоммерческой организацией. Вместе с тем следует подчеркнуть, что цели деятельности Агентства и его правовой статус (включая властные полномочия по отношению к иным участникам гражданского оборота), в отличие от классической некоммерческой организации, носят ярко выраженный публичный характер. Его функции не просто «общественно полезны», как у многих некоммерческих организаций. Они являются частью комплекса мер государства по обустройству банковской системы, а Агентство позиционируется в качестве одного из агентов государства по осуществлению финансовой политики в стране в целом.

Одновременно Агентство по страхованию вкладов формально не принадлежит к государственным структурам, что позволяет ему проводить государственную политику без финансовых и организационных обременений, свойственных функционированию государственного аппарата.

Таким образом, Агентство по страхованию вкладов следует признать субъектом не столько гражданско-правовых, сколько публично-правовых отношений. Как представляется, указанное свойство - доминирующее при определении правового статуса Агентства. Это дает основание отнести его к одной из разновидностей института, известного как «юридическое лицо публичного права».

[1] Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

[3] Страшун Б.А. Важная проблема теории права // Журнал российского права. 2007. № 10; Гражданское право: в 2 т. Т. I: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 169 - 172.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // "Собрание законодательства РФ", 04.11.1996, N 45, ст. 5202.

[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях» // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Страницы: 1 2

Поиск