Правоспособность Сберегательного банка Российской Федерации
Также интересным является сотрудничество Сбербанка России с различными организациями в целях совершенствования совместной деятельности. Актуальным примером этого служит заключенное соглашение между Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком об информационном взаимодействии, касающегося обмена информацией по наследственным делам с использованием новых технологий, в частности, электронной цифровой подписи нотариуса. В настоящее время розыск вкладов наследодателя представляет собой определенную проблему, затратную как по времени, так и по прилагаемым усилиям со стороны наследников и нотариуса. В перспективе с помощью электронных коммуникаций и ЭЦП планируется оптимизировать поиск имущества наследодателя, установить единый стандарт взаимодействия нотариуса и банка, снизить расходы за счет отказа от почтовых услуг [43]. В феврале текущего года было подписано соглашение о разработке новых проектных решений с применением современных компьютерных и бизнес-технологий между Пенсионным фондом и Сбербанком России. Предполагается, что процесс доставки пенсий будет регламентироваться двумя документами: соглашением федерального уровня и договором между отделением ПФР и филиалом Сбербанка в регионе. Таким образом, будет улучшена организация доставки пенсий и других социальных выплат более 15 миллионам пенсионеров. Сбербанк выбрали доставщиком пенсии почти 40 процентов из них. В частности, пенсионеры смогут в филиалах Сбербанка получать полную информацию о выплатах из Пенсионного фонда - справку о периоде и видах выплат и их размерах [46].
В силу преемственности Сбербанка России от Государственных трудовых сберегательных касс СССР, действовавших на территории РСФСР, Российского республиканского банка Сбербанка СССР, Сбербанка РСФСР, государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств в период 20 июня 1991 года [11]. Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации [12].
В практике возник вопрос, имеет ли гражданин право на компенсацию вклада в Сберегательном банке Российской Федерации в связи с его обесцениванием, если вклад внесен до 20 июня 1991 года, а закрыт до 1 января 1992 года? Верховный суд РФ считает, что по вкладам, внесенным в Сберегательный банк Российской Федерации до 20 июня 1991 года и закрытым до 1 января 1992 года, действующим законодательством выплата предварительной компенсации не предусмотрена [56]. Аналогичного мнения и Конституционный суд РФ. Конституционным Судом РФ было признано, что нормативные положения, предусматривающие выплату компенсации гражданам Российской Федерации в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), не могут рассматриваться как допускающие в рамках длящихся правоотношений возможность прекращения реализации носящих компенсационный характер гарантий, предоставленных гражданам Российской Федерации Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», поскольку не содержат правового регулирования механизма восстановления сбережений граждан как такового и не могут отменять положения ранее принятых федеральных законов, регулирующих указанные отношения; иное не согласуется с принципом правового социального государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и с вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости конституционно не оправданных ограничений прав граждан [55].
Особое правовое регулирование предусмотрено для крупных сделок и сделок с заинтересованностью акционерных обществ, в частности Сбербанка России. Крупной сделкой Сбербанка России как акционерного общества, согласно ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах», считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества, и сделок, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [10]. Решения об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 % балансовой стоимости активов Сбербанка, принимается всеми членами Наблюдательного совета единогласно. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов Сбербанка, принимается Общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций [17]. Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена Наблюдательного совета, Президента, Председателя правления Сбербанка, члена Правления или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об открытых акционерных обществах».