Заключение
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Созданные в первой половине XIX века сберегательные кассы стали родоначальниками современной банковской системы и Сберегательного банка в частности. На наш взгляд, сберегательные учреждения дореволюционного периода можно характеризовать как прообраз Сбербанка. Развитие структур по привлечению финансов проходило в постоянно тяжелой социальной обстановке и инициировалось государством. В построении сберегательного дела важное значение имел зарубежный опыт. Однако сберкассы учреждались по инициативе государственных институтов, что не имело место в европейских странах. При этом, сберегательное дело показывало тенденции роста и смогло обеспечивать российскую экономику и дальнейшее развитие сберегательных учреждений вплоть до событий 1917 года.
Созданная в 1922 году в Советском Союзе система государственных трудовых сберегательных касс, была основана на базе сберегательных касс империи. Первая сберкасса была открыта в феврале 1923 года. Сберкассы в советское время принимали различные платежи. В 1988 году Государственные трудовые сберегательные кассы преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк для населения и юридических лиц. Тем самым, нынешний Сбербанк получил свое развитие от сберкасс дореволюционного периода, а в дальнейшем от государственных трудовых сберегательных касс. Основным направлением сберегательного дела рассматриваемого периода стало удовлетворение общегосударственных потребностей (приобретение за счет средств вкладчиков государственных ценных бумаг, покупка государственных займов и т.п.).
До 1987 года в Советском Союзе действовала система Государственных трудовых сберегательных касс СССР, подчинявшаяся Государственному банку СССР. В 1987 году в рамках банковской реформы в СССР система Государственных трудовых сберегательных касс была реорганизована, и образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР.
С принятием в 1990 году Закона СССР «О банках и банковской деятельности» Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР поменял свой статус и стал коммерческим специализированным банком. В соответствии с законом Сбербанк СССР осуществлял операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.
22 марта 1991 года произошло учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации на общем собрании акционеров в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года.
Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования - от государственных сберкасс до крупнейшего коммерческого банка универсального типа. Сбербанк России стал крупнейшим банком Центральной и Восточной Европы, основной кредитор российской экономики. Экономическая политика, проводимая Сбербанком России, направлена на повышение доходности финансовых операций и снижение рисков, позволила существенно увеличить потенциал банка.
Общий порядок осуществления банковских операций предусматривается законами и нормативными актами Банка России. Точно так же, банковскими законами и нормативными актами Банка России, регулируются вопросы принятия решений о регистрации и лицензировании кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией. Проведя анализ правового регулирования банковского сектора, можно выделить одну из главных проблем регулирования банковской деятельности – отсутствие единого нормативного документа. При этом имеют место многообразие ведомственных актов. Вместе с этим, деятельность банков регулируется локальными правовыми актами, которые определяют механизмы реализации ими своих задач и функций. Устав Сбербанка России устанавливает и определяет общие положения статуса организации, проводимые банковские операции и другие сделки, уставной капитал банка, акции, облигации и иные эмиссионные бумаги, права и обязанности акционеров, прибыль банка, его резервные фонды, дивиденды, обеспечение интересов клиентов банка, учет и отчетность деятельности, порядок проведения общего собрания акционеров, наблюдательного совета банка, исполнительные органы, определяет крупные сделки и сделки с заинтересованностью, устанавливает организационную структуру, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации.