Направления развития инвестиционной политики коммерческих банков
участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;
трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами );
привлечение западных инвестиционных ресурсов.
При долевом участии (совместно с государством) в финансировании инвестиционных проектов доля государственных средств в общем объеме инвестиций составляет не более 20%. В чем же заключается заинтересованность банков в финансировании госпрограмм? Такая заинтересованность банков состоит из трех основных моментов:
маржа; за обслуживание средств уполномоченному банку полагается 3% годовых (сами ресурсы выделяются Минфином под 7%) с многомиллиардных сумм - прибыль получается значительная;
возможность использования госресурсов в обороте (пусть даже короткое время), например, на межбанковском рынке "коротких денег" или при спекуляциях с валютой;
надежда на помощь государства в случае возможных затруднений.
Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокоокупаемые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро- и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа- и автомобилестроение и судостроительную промышленность.
Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели; появились банки, имеющие в своем портфеле более 50% кредитов со сроком дольше года.
Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями переходят к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновением банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой форме (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).
Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма инвестирования. Целью создания всех ФПГ является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.
С позиции коммерческих банков под ФПГ подразумевается группа промышленных и инвестиционных структур, тесно взаимосвязанных в финансовом плане. Само по себе объединение банка с несколькими предприятиями путем скупки пакетов их акций при отсутствии механизма долгосрочного финансирования совместных инвестиционных проектов банками как ФПГ не воспринимается. В начале 1994 г. появилось "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания", после чего под ФПГ стали понимать объединения, в состав которых входят промышленные и финансовые структуры, созданные в соответствии с указанным "Положением".
Развитие связей между банками и промышленностью пошло двумя различными путями:
формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;
без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.
Отношения между кредитно-финансовыми и промышленными участниками являются определяющими для развития многих ФПГ. Можно выделить следующие обстоятельства, определяющие стремление российских банков к сотрудничеству: