Современное состояние банковской системы РФ

Страница 2

Ø монопольно выпускает деньги в обращение;

Ø хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банк банков»;

Ø выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

Ø осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;

Ø ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;

Ø регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;

Ø хранит централизованный золотой и валютный запас;

Ø устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальной ставки ЦБ по кредитам;

Ø проводит научные исследования;

Ø определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

Ø формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ, необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

В то же время, политика ЦБ является одной из важнейшей частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине ХХ века сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Достижение этих целей Центральный банк осуществляет с помощью следующих основных инструментов кредитно-денежной политики [20]:

q дисконтной политики (изменение учетной ставки);

q изменение норм обязательных резервов;

q операции на открытом рынке;

q контроль за денежной массой.

Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.

В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует об ожесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ.

В Российской Федерации, начиная с 1 мая 2006 года, Положением ЦБ РФ от 30 марта 2006 года, устанавливаются следующие нормы отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней – 18 %, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней – 14 %, свыше 90 дней – 10 %. [18].

С 11 января 2007 года Центральный банк России издает указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2004 года. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк России по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10 %., по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации – в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени [19].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поиск