Обеспечение механизма функционирования фьючерсных бирж
Для выполнения указанных функций биржа должна обеспечить наличие определенных организационно-финансовых условий, а именно:
· соответствующим образом оборудованное помещение для совершения операций,
· средства связи и информации,
· разработка такой процедуры, которая обеспечит быстрое и аккуратное заключение сделок,
· эффективная система клиринга и сбора депозитов для обеспечения финансовой целостности фьючерсного контракта,
· правила, соответствующие законодательству и соблюдаемые всеми участниками рынка,
· продуманные фьючерсные контракты.
Организация биржевого зала Принципиальное устройство биржи является давно отработанной схемой и практически остается одинаковым для всех типов бирж мира. Как раньше, так и теперь биржа является прежде всего тем местом, куда участники торговли обращаются для совершения тех или иных коммерческих операций. Однако если раньше, в период зарождения бирж, все стадии операций совершались в самом здании биржи, то теперь можно отметить наличие у всех ведущих бирж мира развитой службы по сбору заказов от клиентуры.
Таким образом, сейчас существуют две группы рабочих органов биржи: периферийные и центральные. Периферийные службы осуществляют обслуживание клиентуры на местах, т.е. прием заказов клиентов и их передачу к исполнению на биржу. Эти периферийные службы представлены отделениями и филиалами брокерских фирм и контор, а также иногда отдельными независимыми агентами, которые называются брокерами-приемщиками заказов (introducing brokers). Задачей периферийных служб является оперативная работа с клиентами и оформление их заказов.Центральные службы биржи находятся непосредственно в главном здании. Среди этих служб общими являются: операционный зал, головные офисы брокерских фирм, регистрационное бюро, информационная служба. Фьючерсные сделки по каждому товару происходят в отдельных операционных залах. Иногда операционный зал делится на специализированные секции, где совершаются сделки на определенные товары и их группы. В этом случае в операционном зале торговля ведется как минимум по четырем секциям. Такой порядок более характерен для бирж США. Например, на Чикагской товарной бирже в операционном зале имеются четыре секции, торговля в которых ведется следующими видами фьючерсных контрактов: на сельскохозяйственную продукцию, на иностранную валюту, на процентные ставки по облигациям и на дивиденды по акциям. Количество секций определяется обычно руководством биржи в зависимости от номенклатуры основных товаров.
Размеры, планировка и оборудование операционных залов могут быть различными, но в целом должны соответствовать определенным критериям удобства работы:
· залы и секции должны быть просторными, с тем чтобы в них могли находиться десятки и сотни брокеров,
· осуществление торговли в одной секции не должно мешать ведению операций в других,
· сведения о всех сделках, заключаемых на бирже, должны быть доступны всем участникам.
Каждая биржа должна обеспечивать инфраструктуру связи торгового зала и остального мира. Члены биржи должны иметь возможность быстро получать приказы от клиентов, и сообщать о заключенных сделках и текущей информации. Это требует наличия сети телефонов, телексов и других средств связи. В настоящий момент используются, как правило, дисплеи и видеомониторы, на которых появляются сообщения крупнейших телеграфных агентств о самых разных событиях, влияющих на торговлю. Большую роль играет информационное табло в операционном зале. Биржа не только получает информацию, но и передает ее. Текущие и итоговые котировки рассылаются поставщикам коммерческой информации, которые в свою очередь представляют ее своим клиентам за соответствующую плату.