Проблемы функционирования фондовой биржи
В качестве основных проблем можно выделить следующие:
1) Наиболее существенной проблемой в биржевой торговле является проблема исполнения сделок. Хотя биржа не может проверить каждого конкретного продавца и покупателя, она может и должна предъявлять жесткие требования, как к профессионализму участников торгов, так и к их финансовому состоянию. Кроме того, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянно совершенствующейся системы клиринга и расчетов.
2) Гарантия исполнения сделок, заключенных на бирже, тесно связано с такой проблемой, как защита денег клиента. Самостоятельно решить эту проблему биржа не может, однако в своих правилах торговли она отмечает, что члены биржи, управляющие деньгами клиента, по которым еще не наступил срок платежа по сделке, должны хранить их отдельно от своих собственных основных денег.
3) Государство должно выполнять активную роль на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Дело в том, что этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства "сверху" могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме.
4) Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее финансовых активов, вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции — на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.
5) Необходимость перехода в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. Для того чтобы российский рынок был надежно, а не условно отнесен к разряду развивающихся рынков, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть по крайней мере 30—40%. Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10—15 раз (а биржевой рынок — в несколько десятков и даже сотен раз). Для развитых рынков этот показатель составляет 60—90% от ВВП.
6) Отсутствие долгосрочного, перспективного управления. Будущий большой и ликвидный вторичный рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении его крупного падения. Уже сейчас необходимо введение элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.
7) Беззащитность инвесторов. Население оставлено один на один с эмитентом. Вся брокерско-дилерская сеть — преимущественно оптовая. Основной интерес на рынке — собрать деньги и дальше крутить их. Рынок — для собственников крупных пакетов акций, его технической инфраструктуры для населения не существует.
8) Необходимость активного воздействия со стороны государства на макрофинансовые пропорции фондового и смежных с ним рынков связана также с крайней узостью спроса на ценные бумаги: в любой момент предложение может превысить спрос и рынок рухнет.
Любое резкое ужесточение денежно-кредитной политики, расширение прямых денежных инвестиций (вместо портфельных), усиление нехватки денег в обороте в сравнении с текущей потребностью в них (при гипертрофированном росте цен и росте спроса на деньги для обслуживания рынков недвижимости, земли и других новых товаров) — все эти факторы способны вызвать крупное падение российского рынка ценных бумаг. Это уже произошло в России в 1991 — начале 1992 г.
9) Потребность в опережающем создании инфраструктуры рынка. Эту работу начали практики североамериканского рынка ценных бумаг в 1993 г. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения.
10) Недостаточная реализация принципа открытости информации. Недостаточная реализация данного принципа должна быть преодолена за счет:
• расширения объема публикаций, введения обязательности публикации любых материальных фактов;
• создания независимых рейтинговых агентств и введения признанной рейтинговой оценки компаний — эмитентов и ценных бумаг;
• широкой публикации и независимого обсуждения макро- и микроэкономической отчетности;
• четкого отделения информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми;
• развития сети специализированных изданий;
• создания общепринятой системы показателей для анализа рынка.
11) Реализация принципа представительства и консолидации интересов
Требуется широкая реализация данного принципа, а именно:
• создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;