Заключение
В проекте трехлетнего бюджета ФСС толком не представлена даже структура доходов, что исключает проведение анализа по источникам формирования доходной части бюджета. Необходимо предусмотреть в 2011 году увеличение ассигнований из госбюджета на нужды инвалидов с целью погашения долгов, сложившихся в предыдущие два года, например, задолженность по неисполненным заявкам инвалидов на обеспечение их техническими средствами реабилитации.
Целесообразно также предусмотреть финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет студенткам-«очницам» за счет средств госбюджета. А также матерям, уволенным в период беременности, оплату отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет) в связи с ликвидацией организации. Необходимо рассмотреть вопрос об изыскании возможностей дополнительного финансирования санаторно-курортного лечения работников.
Предлагаем дополнительно рассмотреть вопрос о внесении поправок в закон «О погребении и похоронном деле», чтобы увеличить размер выплат на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение и определить механизм их индексации. Расходы по указанному виду выплат рассчитаны в соответствии с законом «О погребении и похоронном деле» из расчета 1000 рублей на каждый случай без учета индекса инфляции и не пересматривались с 1996 года.
Если произойдет «замораживание» размеров некоторых пособий гражданам, имеющим детей, в дальнейшей перспективе, то назвать бюджет ФСС социально ориентированным практически невозможно.
Необходимо обеспечить заинтересованность работников и работодателей в пополнении ФСС, их непосредственное участие в управлении его средствами. Так, сэкономленные на конкретном предприятии за счет снижения уровня заболеваемости средства фонда должны направляться на финансирование санаторно-курортного лечения работников именно этого предприятия.
C января 2010 года единый социальный налог (ЕСН), который платят работодатели с начисленной заработной платы своих сотрудников, заменен страховыми взносами. Фиксированная ставка составила 34% фонда оплаты труда. Предполагается, что благодаря этому доходы Пенсионного фонда за год возрастут почти вдвое. Но при этом существенно вырастет налоговая нагрузка на те компании, в которых зарплата - самая большая статья расходов.
Ставку на первом этапе оставят неизменной, но регрессивную шкалу зарплат поднимут почти в четыре раза - с 280 тыс. до 1 млн. 100 тыс., начиная с этой суммы ставка налога падает до 10%, свыше 2,3 млн. - ставка 2%. Ежегодно будет проводиться индексирование шкалы на уровень роста средней зарплаты. Дополнительные доходы в размере 2% от налогооблагаемой зарплаты будут направляться в фонд обязательного медицинского страхования, 1% - в Пенсионный фонд.
С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010-2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.
Кроме того, в связи с обращением Правительства Воронежской области в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2010 полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, переданы исполнительным органам Воронежской области (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2102-р).