Государственное регулирование страхования в зарубежных странах
С целью реализации задач межгосударственной интеграции регулирования страхового рынка в 1993 г. была создана Международная Ассоциация Органов Страхового Надзора (IAIS). В нее вошли США, европейские страны, Россия и др. Принципы, на которых базируются нормативные и методологические разработки IAIS, соответствуют британской модели регулирования. Однако принципы ее учреждения и объединения органов страхового надзора в нее взяты из американской системы (по образцу Национальной ассоциации страховых комиссаров США). Статус IAIS - международная общественная организация.
По сравнению с межгосударственными регулирующими институтами Европы, IAIS - это пока в большей степени именно общественная организация, чем носитель функций государственного регулирования. Однако процессы интеграции мирового страхового рынка не стоят на месте, по мере их развития становится все больше предпосылок для единства регулирования, в связи с чем IAIS может иметь большие перспективы.
Параллельно с интеграцией систем государственного регулирования идет объединение систем саморегулирования. На международном уровне объединяются союзы и ассоциации 3 основных групп участников рынка: страховщиков, профессиональных страховых посредников и потребителей страховых услуг.
Страховые рынки развитых стран и системы их регулирования достаточно многообразны. Многообразие этих моделей иллюстрирует схема.
Каждая страна на основе одной из упомянутых выше моделей развивает свою уникальную систему, которая в чем-то сходна с "чистыми" моделями, а в чем-то имеет собственную неповторимость. К тому же страховые рынки - динамично развивающиеся системы, и их регулирование тоже не стоит на месте, а имеет определенную динамику, изменяясь в соответствии с динамикой макроэкономических процессов и внутренних потребностей самого страхового рынка.
Разумеется, рамки данной работы не позволяют рассмотреть все страны, в которых есть и весьма своеобразные системы государственного регулирования страхового рынка (например, скандинавская система, отдающая приоритет государственному социальному страхованию и стимулирующая развитие взаимного страхования в рамках так называемой "шведской модели" макроэкономического регулирования, или система регулирования страховании в Голландия, считающаяся самой либеральной в Западной Европе), поэтому мы выбрали лишь наиболее интересные и показательные примеры. Отбор стран для рассмотрения и анализа был сделан не случайно - представлены примеры и континентальной, и либеральной, и централизованной, и децентрализованной модели.
Интересная разновидность континентальной модели регулирования реализуется в Японии. На сегодняшний день, Япония относится, наряду с США и странами ЕС, к мировым лидерам в области страхования, особенно по страхованию жизни. Страховая система Японии наиболее закрытая для участия иностранных компаний и наиболее жестко регулируемая. В Японии сохраняется наиболее жесткий в мировой практике контроль над тарифами по страхованию не жизни, действует самый сложный порядок получения лицензии, поддерживается режим жесткого протекционизма по отношению к отечественным компаниям. Японские страховые организации слабо представлены в международных объединениях участников страхового рынка. В нашей стране опубликовано мало материалов о японском страховом рынке, так как и в информационном плане это очень закрытая система. Отсутствие доступного материала не позволяет проанализировать японскую систему регулирования на страницах данной работы.
Среди стран с континентальной моделью заслуживают отдельного рассмотрения, прежде всего Германия и Франция. Среди стран с прецедентным правом требуют подробного рассмотрения Великобритания как страна с наиболее старыми страховыми традициями и как пример чистой централизованной либеральной системы регулирования, США как пример децентрализованного регулирования, и Канада как пример системы, занимающей, по мнению некоторых специалистов, промежуточное положение между централизованной и децентрализованной. Кроме того, мы рассмотрим пример Словакии, которая хотя и не относится к числу стран-лидеров в области страхования, но представляет интерес для исследователей по двум причинам: с одной стороны, в преддверии допуска на отечественный рынок иностранных страховых компаний представляет интерес опыт регулирования в странах, рынок которых контролируют преимущественно иностранные компании (Австралия, Испания, Венгрия и др.); с другой, для Республики Беларусь имеет особую ценность опыт стран бывшего социалистического лагеря, осуществлявших демонополизацию страхового рынка и входивших в мировое страховое сообщество в недавнем прошлом, поэтому мы и выбрали Словакию, где одновременно решаются обе эти проблемы.