Особенности создания страховой организации и порядок выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности
В процессе лицензирования страховой деятельности на практике зачастую возникает вопрос о соотношении положений Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" *(80) (далее - Закон о лицензировании) и положений ст. 32 Закона о страховом деле. Ответ на данный вопрос дан в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, в котором прямо определено, что действие этого закона не распространяется на страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, так как порядок лицензирования страховой деятельности определен Законом о страховом деле. Данное положение ст. 1 Закона о лицензировании получило практическое применение в судебной практике Федерального арбитражного суда Московского округа, который своим постановлением от 26 апреля 2002 г. по делу N КА-А40/1336-02 *(81) отказал страховой организации ООО "Наш страховой Дом XXI века" в удовлетворении жалобы в части применения Закона о лицензировании к спорным отношениям с Министерством финансов РФ по вопросу процедуры отзыва лицензии. Так, в частности, Министерство финансов за невыполнение страховой организацией предписания отозвало лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховая организация полагала, что при применении процедуры принятия решения об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности следовало бы применить Закон о лицензировании, который предусматривает судебную процедуру отзыва лицензии. Однако Федеральный арбитражный суд Московского округа вполне правомерно, по мотивам указанным выше, указал, что к спорным отношениям Закон о лицензировании не применим.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле обязан представить в орган страхового надзора следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы соискателя лицензии;
- документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом, с приложением образцов используемых документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные пп. 1, 10-13 п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле.
Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные пп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), пп. 11 п. 2 ст. 32 Закона о страховом деле (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).