Совершенствование деятельности Банка России по укреплению банковской системы страны
Помимо нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования высокий уровень процентных ставок в современной России объясняется высокими рисками ведения бизнеса по предоставлению кредитов, связанными с высоким процентом невозврата ранее взятых на себя обязательств, фиктивностью залога и необработанностью процедур судебного взыскания долгов. Для снижения вышеназванных рисков при осуществлении этих операций Правительством РФ и Центральным банком планируется осуществление следующих шагов:
1. Организовать работу бюро кредитных историй. (В течение 2006 года было зарегистрировано более 20 бюро кредитных историй).
2. Усовершенствовать систему регистрации имущества и имущественных прав.
2. Сократить срок разбирательств по взысканию кредиторской задолженности до 5 – 6 месяцев.
3. Упростить процедуру доказательства самого факта наличия задолженности.
4. Законодательно закрепить приоритет банков в процедуре банкротства при распределении имущества заёмщика путём вывода заложенного банку имущества из общей массы задолженности.
В большинстве развитых стран по уровню эффективной процентной ставки по кредитам можно судить о степени доверия населения к банковской системе. Чем она выше, тем ниже степень доверия. Это объясняется тем, что большую часть ресурсов для проведения активных операций коммерческие банки получают за счёт средств, привлекаемых в депозиты. Поэтому одним из перспективных направлений деятельности Правительства и Банка России является укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков путём:
1) Дальнейшее совершенствование системы страхования вкладов;
2) предоставление сторонам права предусматривать в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата депозита;
3) формирование положительного имиджа банковской системы через проведение добросовестных PR- акций.
Осуществление подобных мер будет не только способствовать привлечению инвестиций в отечественную банковскую систему, но и укреплению доверия населения к частным коммерческим банкам, что приведёт к сокращению доли государства в банковской системе страны. Тем не менее, в ближайшие несколько лет с учётом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора государство будет сохранять своё участие в капитале отдельных российских банков.
Более того, в ближайшие годы планируется создание Банка развития, ключевой задачей которого будет долгосрочное финансирование проектов в значимых для развития национальной экономики областях при недостаточной их привлекательности для частных инвесторов.
Создание такого банка является необходимым шагом со стороны Правительства РФ, т.к. коммерческие банки на сегодняшний момент не в состоянии финансировать подобного рода проекты, вследствие своей низкой капитализации (на 1.01.2007 г. 50,3% всех кредитных учреждений страны имело капитал более 5 млн. евро). Решение основной проблемы – повышение капитализации отечественной банковской системы, ставящая под угрозу финансовой безопасности само её существование, Правительство РФ, в лице Банка России планирует решать за счёт следующих факторов:
1. Прибыли банков.
Планируемое освобождение капитализируемой прибыли от налогообложения приведёт к стимулированию физических и юридических лиц к вкладыванию средств в капиталы банков.
2. Роста инвестиций в банковский капитал.
3. Выхода банков на рынок IPO.
Этим путем можно обеспечить до 80% роста капитала банковской системы. При данном способе, однако, проблема состоит в том, что подавляющее большинство региональных кредитных организаций не рассматривают рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов, а для средних и мелких банков выпуск облигаций представляется достаточно затратным – от 1,5% до 2% от номинального объема выпуска. Кроме того, у большинства банков, особенно в регионах, отсутствует рыночная капитализация. Из 25 кредитных организаций, облигации которых обращаются на российском биржевом рынке всего 4 региональных банка.