Сущность и определение риска
Современная наука доказала: ситуация неопределенности - это норма жизни. И, значит, всегда есть шанс выбрать не тот вариант, не просчитать все последствия своих шагов. Особенно в образовании, где результаты деятельности педагога проявляются через много лет. Вероятностный характер окружающей нас действительности признают все. “Риск всегда появляется в тех случаях, когда нет полной ясности и определенности в обстановке, а решать и действовать необходимо без промедления. Можно сказать, что риск - неизбежный спутник любого решения, принимаемого человеком”.
Понятием "риск" пользуются многие науки, каждая из которых раскрывает специфику и своеобразие риска в конкретной области научного знания. Такой подход позволяет выделить экологический, психологический, социально-психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие аспекты феномена "риск". Такая многоаспектность объясняется тем, что риск - сложное явление, имеющее множество не совпадающих, а иногда и противоположных реальных оснований. Один из традиционных подходов связан с рассмотрением риска как меры предполагаемой неудачи, опасности применительно к конкретному виду деятельности. В разработках по проблемам риска закрепляется и активно используется понятие "группа риска", под которым понимают принадлежность человека к группе, подвергающейся опасности по одному или нескольким факторам риска.
Наука о риске необходима - это детище тех проблем, которые везде, которые нужны каждому, с другой стороны, общество не может жить без них и двигаться вперед. Необходимы общеконцептуальные представления, нужна наука о риске. Такой наукой является рискология. Рискология - наука о будущем, потому что она связана с прогнозными оценками, возможными исходами, грядущими катастрофами.