Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Одним из итогов развития финансового сектора в России в 1990-е гг. стало создание фондового рынка, более крупного по размеру, чем рынки - конкуренты стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии (65-75% от совокупных оборотов по региону).
Российский рынок акций расширил свою долю по оборотам в группе BRIC + Турция до 20% в 2006 г., по капитализации - до 27%, существенно опередив ближайшего конкурента - Бразилию (страны сопоставимы по многим параметрам). Самая высокая в группе капитализация рынка к ВВП, сопоставимая с индустриальными странами, - предмет для дискуссий.
Трудно найти рынок, который бы рос в 1999-2006 гг. такими темпами и с такими рисками, как российский. Как следствие, противоречивость ситуации: очень значительный потенциал роста капитализации рынка при сверхвысоких рисках.
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
- развитие инфраструктуры фондового рынка;
- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
- создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;
- проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.
- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;
- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний;
- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО;
- депозитарий, т.к. нет крупного признания всеми головного депозитария и существует проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;
- отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и джоберские конторы;
- недостатки системы российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра «Финансовая площадка - Россия»; будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример - свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Повышению конкурентоспособности рынка должна способствовать программа реструктуризации отрасли. Повышение капитализации инвестиционных институтов, введение надзора за финансовыми рисками, завершение создания мегарегулятора с ростом его операционной способности, дальнейшая консолидация фондовых бирж, депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Происходящий разогрев рынка увеличивает системные риски - огромное значение приобретает создание системы их мониторинга, планов чрезвычайных действий для вмешательства в ситуации, когда начинает разрастаться финансовый кризис. Должна быть решена многолетняя проблема отсутствия правоприменения в отношении действий на финансовом рынке, нарушающих честный и справедливый характер ценообразования (что неизбежно при олигополистической структуре инвестиционных банков и институциональных инвесторов). Отсутствуют системы общедоступной информации и статистических публикаций, привычные для развитых рынков. Не отстроена система налоговых стимулов для долгосрочного, неспекулятивного инвестирования в ценные бумаги. Макрофинансовая политика по-прежнему, как и в конце 1990-х гг., нуждается в нормализации. Список решений, позволяющих увеличить конкурентоспособность российского рынка, можно продолжать долго.