Состояние рисковой ситуации в деятельности белорусских банков
Увлечение высокодоходными, но спекулятивными и высокорискованными операциями, как показал российский кризис, может привести к банкротству даже самый надежный банк, а банковскую систему - к глубокому кризису. Учитывая это, банки должны учиться работать с реальным сектором экономики в любых макроэкономических условиях, поддерживать тесную связь с производительным капиталом. Это является залогом, может быть, не самого быстрого, но надежного роста и укрепления как предприятий реального сектора, так и банков.
- Процесс кредитования, особенно в странах с переходной экономикой, непрерывно связан с действием многочисленных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предоставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и проанализировать те факторы, которые могут привести к непогашению кредитов. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности [11, c. 32].
Существующие на сегодняшний день в Республике Беларусь методики определения финансового состояния кредитополучателя, его платежеспособности и кредитоспособности не в полной мере отвечают сложившейся экономической ситуации. Трудно найти предприятие, которое по данным методикам «вписывалось бы» в рамки финансово устойчивого. Большинство из них находится в кризисном состоянии, и надежных кредитополучателей сегодня практически не существует. Положение ряда предприятий настолько тяжело, что из-за нехватки средств на оплату суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты юридические лица не получали кредиты на заработную плату. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2002г. №19 «О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» в суммы кредитов, выдаваемых банками для выплаты заработной платы, включаются суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты и подоходного налога, исчисленного из размера данной заработной платы. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 2002г. №376 при наличии у юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, запрещается осуществление ими вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, в т.ч. в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели выше размера бюджета прожиточного минимума.
Одной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уровень возвратности кредита. Рассмотрим динамику изменения объема проблемных кредитов (пролонгированных, просроченных и сомнительных) по отношению к общим кредитным вложениям.
Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В январе-июне 2002г. на 0,2 процентного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, проблемная задолженность увеличилась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. составила 436,9 млрд. рублей, в том числе в национальной валюте - 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].
Особенно критическое положение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать работу по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эффективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.