Создание эффективного механизма гарантирования кредитов малых предприятий
- банк должен обладать правом на полную прозрачность в вопросах управления гарантийным фондом;
- банк должен быть информирован об эволюции обязательств, взятых на себя фондом, о размере нетто-гарантий после учета непогашенных задолженностей, по которым идет судебный спор (особенно это станет актуально, как только в программу включатся другие банки);
- с банком должны проводиться консультации по общим направлениям деятельности фонда, в частности, для определения политики принятия рисков и особенно для установления инвестиционного мультипликатора (соотношение между максимальной суммой обязательств, которую может взять на себя гарантийный фонд, и размером средств в фонде);
- банк должен быть также информирован о размерах бюджетного финансирования фонда с тем, чтобы рассчитывать на заранее выделяемый резерв для покрытия возможных потерь от невыплат;
- банк должен быть уверен, что получит деньги, каково бы ни было положение гарантийного фонда. Иными словами, необходимо предусмотреть субсидиарную ответственность Российской федерации по обязательствам гарантийного фонда.
Эти аспекты в обязательном порядке должны быть зафиксированы в соглашении о сотрудничестве между Банком-агентом и Государственным гарантийным фондом до начала реализации проекта.
Неоднозначна лишь эффективность механизма гарантирования для самого Гарантийного фонда. Но при создании данной модели основным постулатом является то, что Гарантийный фонд – некоммерческая государственная организация, основной целью деятельности которого является не получение прибыли, а расширение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, поддержка малого бизнеса. Хотя автор предполагает, что при развитии данной системы, квалифицированном подходе к оценке заявок потенциальных заемщиков со стороны как банков, так и фонда, Гарантийный фонд может выйти не только на точку безубыточности, но и работать с прибылью.
Эффективность реализации гарантийного механизма с участием Государственного гарантийного фонда во многом будет зависеть от объема финансовых средств, выделенных для гарантий. Представленная схема предполагает, что на каждый рубль гарантийных средств фонда будет выдано кредитов не менее чем на два рубля. Если Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства огласит курс на создание и развитие Государственного гарантийного фонда с активами, размещенными в Банке-агенте, в таком же размере, то это позволит предоставить кредиты на сумму, как минимум вдвое превышающую названную – 1200-1300 млн. руб. Из расчета, что средний размер кредита малому предприятию составляет 1 млн. руб., в рамках данной программы будет предоставлено кредитов 1200-1300 малым предприятиям (с учетом того, что первоначальные гарантии предоставляются из расчета 50% кредита). Это позволит создать дополнительно 8000-12000 рабочих мест (из расчета, что средняя стоимость рабочего места составляет 100-150 тыс. руб.). Приведенные расчеты свидетельствуют, по мнению автора, что данная программа может быть признана эффективной.