Сущность и развитие малого бизнеса
С переходом экономики России на рыночные отношения начинает развиваться новый сектор экономики – предприятия малого бизнеса. В связи с этим в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприятия малого бизнеса» и др. Многие из этих понятий трактуются далеко неоднозначно.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности для предприятия.[5, с.32]
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической.[5, с.36]
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей как:
· доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
· доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
· доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
· доля малого бизнеса в экспорте продукции;
· доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
· доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
· доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастет роль малого бизнеса в экономике страны. Например в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 95,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51.8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США 67%, Японии – 55%.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно с 2000 г. На начало 2004 года еже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-7 раз, а следовательно в России не использован в значительной степени потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.