Сущность и развитие малого бизнеса
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
· мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности фирмы в товарах и услугах;
· для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
· развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
· мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создать сложные управленческие структуры;
· мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства и рыночного труда;
· развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить и смягчить проблему безработицы;
· с развитием предприятий малаго бизнеса появляется средний класс и класс средних собственников, заинтересованный в стабилизации экономики;
· малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, реагирует на спрос потребителей;
· в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. [5, с.46]
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
· более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
· улучшение качества обслуживания;
· более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
· формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
· формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
· снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономки в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.