Анализ финансового состояния Селенгинского ОСБ за период 2003 по 2005 год и этапы предоставления ипотечного кредита
Сумма кредита, которая может быть выдана заемщику, рассчитывается только на основе стабильного и подтвержденного официальными документами дохода. Заемщик должен предоставить документы о получении стабильного дохода за текущий отчетный период и за прошлый календарный год.
При оценке платежеспособности потенциального заемщика ключевым моментом является его возможность регулярно и своевременно осуществлять платежи по кредиту, исходя из документально подтвержденных доходов. Рассматривается информация относительно стабильности трудовой занятости и получения доходов, а также расходах. На основании этого делается вывод о возможностях заемщика своевременно погасить кредит.
При этом банком учитывается следующие источники получения доходов:
- заработная плата по основному месту работы, включая доход за сверхурочную работу и премии;
- доход от работы за неполный рабочий день и по совместительству;
- доход в виде дивидендов;
- доход в виде процентов и постоянных страховых выплат;
- пенсионные выплаты и стипендии;
- чистый доход в форме арендной платы;
- алименты и пособия на детей.
Кроме того, банк анализирует расходы заемщика, среди которых выделяются три группы. Ежемесячные расходы, связанные с квартирой, приобретаемой на кредитные средства, состоят из платежей:
1. по кредиту (возврат основного долга и уплата процентов);
2. по страхованию (страхование жизни заемщика, страхование квартиры, страхование риска утраты права собственности на квартиру);
3. по налогу на имущество (по приобретаемой недвижимости);
4. по квартплате за приобретаемую квартиру.
Постоянные ежемесячные расходы, не связанные с приобретаемой квартирой:
- содержание иждивенцев и членов семьи заемщика, включая самого заемщика;
- ежемесячные выплаты по алиментам;
- возврат других кредитов (кроме данного ипотечного кредита);
- обязательные налоговые платежи (налог на другое имущество, налог на владельцев автотранспортных средств);
- иные обязательные ежемесячные расходы (аренда жилья; содержание автомобиля; плата за образование; содержание, обслуживание, страховка другого движимого и недвижимого имущества; дополнительная медицинская страховка).
Разовые расходы заемщика, связанные с приобретением жилья и получением ипотечного кредита:
- средства для первоначального взноса в счет оплаты стоимости квартиры (не менее 30% стоимости квартиры);
- расходы, связанные с заключением и регистрацией соответствующего договора купли – продажи и ипотеки квартиры (государственная пошлина за нотариальное удостоверение и плата за государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством);
- плата за независимую оценку недвижимого имущества, комиссия риэлтору.
Максимальная сумма кредита рассчитывается при условии, что:
- ежемесячные расходы, связанные с квартирой, приобретаемой на кредитные средства, не превышают 35% ежемесячных доходов (доходов супругов);
- ежемесячные расходы, связанные с квартирой, приобретаемой на кредитные средства, и другие постоянные ежемесячные расходы в сумме не превышают 55% ежемесячных доходов (доходов супругов);
- размер предоставляемого кредита не должен превышать 70% минимальной из сумм оценки приобретаемого жилья и реальной цены сделки.