Состав и структура пассивных операций отделения Сбербанка России
Привлеченные средства корпоративных клиентов также увеличились, но темпы их роста снизились почти в 2 раза и составили в 2008 году 47,7%, а в 2009 году 22,5%. Указанная динамика обусловлена отсутствием у Сбербанка потребности в привлечении дополнительных ресурсов корпоративных клиентов, в связи с чем в 2009 году неоднократно снижались ставки по срочным инструментам.
Показатель эффективности использования коммерческим банком привлеченных средств превышает 100%, что свидетельствует об использовании привлеченных средств в качестве не только кредитных ресурсов, но и источника других активных операций. Иначе говоря, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, особенно ярко это выражено в 2009 году, когда объем привлеченных средств стал в два раза больше, чем объем выданных кредитов.
Отношение обязательств до востребования к активам позволяет оценить степень минимизации риска устойчивости кредитной организации. Показатель принимает значения от 0,16 в 2007 до 0,36 в 2009. Увеличение значения данного показателя свидетельствует об увеличении риска устойчивости отделения. Также об увеличении риска устойчивости свидетельствует увеличение показателя отношения обязательств со сроком погашения к активам.
Таблица 2 Структура привлеченных ресурсов ОСБ в разрезе групп клиентов за период с 2007 года по 2009 год
Показатели |
На 31 декабря |
Темп прироста за | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
Тыс. руб. |
% | ||||
Средства физических лиц |
4831287 |
5622158 |
6982713 |
16,4 |
24,2 |
Средства юридических лиц |
844208 |
1246558 |
1527565 |
47,7 |
22,5 |
Итого средства клиентов |
5675495 |
6868716 |
8510278 |
21,0 |
23,9 |
По состоянию на 31 декабря 2008 года средства физических лиц и корпоративных клиентов составили 6868 млн. руб., а на 31 декабря 2009 года - 8510 млн. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 23,7%. Средства физических лиц увеличились за год на 24,2%, в то время как темпы роста средств корпоративных клиентов уменьшились в 2 раза. Доля средств физических лиц в совокупных средствах клиентов за последние три года практически не изменяется. В совокупных средствах юридических лиц произошло перераспределение в сторону увеличения доли срочных депозитов и уменьшения доли текущих средств.
Основные инструменты привлечения средств корпоративных клиентов – текущие счета и депозиты. Текущие счета – самый массовый банковский продукт, позволяющий клиентам оперативно управлять своими денежными средствами. В 2009 году произошло перераспределение средств корпоративных клиентов в сторону увеличения срочных счетов, и уменьшения остатков на текущих счетах.
Привлечение средств частных клиентов во вклады и другие инструменты, обеспечение их сохранности и роста составляют основу всего бизнеса Банка. Развитие прозрачных и взаимовыгодных отношений с российскими вкладчиками, доверившими Сбербанку почти половину всех своих сбережений, является залогом и непременным условием успешной работы Банка.
По итогам 2009 года остаток средств частных клиентов увеличился на 24,2%, что на половину превысило темп роста предыдущих лет. На динамику привлечения средств частных клиентов в течении 2009 значительное влияние оказали следующие факторы: