Выявление проблем функционирования рынка страховых услуг в России

Страница 1

На мой взгляд, одну из основных ролей в наличии проблем функционирования рынка страховых услуг в России играет социальный фактор. Отношение людей к предоставляемым услугам, осознание того, что это им дает и, конечно, мнение по поводу стоимости страхования.

Для примера возьмем некоторые показатели активности населения в страховании за 2007 год. В мае 2007 года компания «Ромир» провела социологическое исследование, касающееся мнения россиян по поводу страховых услуг.

Исследование «Ромир» по страховому рынку проводилось во всех федеральных округах России. Опрошено 1584 человека в возрасте от 18 лет и старше. В ходе исследования социологи выяснили, сколько наших соотечественников пользуется страховыми услугами, какие услуги наиболее популярны среди россиян, как они узнают о существовании страховых компаний, по каким критериям их выбирают, и что влияет на принятие решения о пользовании или «не пользовании» страховыми услугами.

На тот период, среди россиян, которые пользовались страховыми услугами, а их оказалось лишь 39% от общего числа опрошенных, совершенно очевидно преобладали автомобилисты, так как более половины из них имели полис ОСАГО (51%). Наиболее популярной данная услуга была среди людей в возрасте 25-34 года. Чуть более трети граждан (35%) являлись обладателями полиса медицинского страхования, выданного по месту работы. Этот вид страхования наиболее часто встречался у категории граждан от 25 до 44 лет. 23% опрошенных заявили, что пользуются услугой пенсионного страхования за счет предприятия, на котором работают. Коммерческое страхование недвижимости оказалось популярным только у каждого десятого опрошенного (10%), почти также было востребовано добровольное медицинское страхование (9%). В целом, как распределились ответы на вопрос: «Какими страховыми услугами Вы или члены Вашей семьи пользуетесь в настоящее время?» представлено в приложении Б.

Учитывая тот факт, что 61% граждан не пользуются услугами страховых компаний, социологи задали респондентам следующий вопрос: «Что Вам мешает более активно пользоваться услугами страховых компаний?» Ответы на вопрос распределились, как показано на рисунке 3.

Рис. 3 – Социальный опрос на тему: «Что Вам мешает более активно пользоваться услугами страховых компаний?»

Как видно из рисунка 000, процент тех, кто не верит в страхование как таковое значительно выше среди людей, которые не прибегают к этим услугам (42%). На дороговизну услуг страховых компаний сетуют 35% среди тех, кто пользуется страховыми услугами и 21% среди тех, кто данными услугами не пользуется. Для 21% «непользователей» основной причиной отсутствия интереса к услугам страховых компаний является то, что в ближайшие годы страхование им не понадобится. 15% «пользователей» плохо понимают, как работает система страхования, а 8% граждан именно по этой причине вообще не пользуются страховыми услугами. Недостаток информации об услугах и предложениях отмечают почти равное количество «пользователей» и «непользователей»: 9% и 10% соответственно. Тем не менее, почти треть (30%) опрошенных «пользователей» ни на что не жалуются и активно пользуются услугами страховых компаний.

Так же, одним из факторов, создающим проблемы для полноценного функционирования рынка страховых услуг можно считать то, что страховые компании не являются активными заказчиками маркетинговых исследований. И заказывают они, в основном, исследования на тему известности брендов и осведомленности потребителей о различных услугах. В частности, в последнем исследовании компании «Ромир» предпочтений на страховом рынке, она изучила причины, побудившие граждан выбрать того или иного страховщика. Опрошенные чаще всего отмечали, что выбор страховой компании обусловлен советами друзей, знакомых, коллег. Этому «источнику информации» доверяют 37%. Тем не менее, 16% граждан выбрали свою страховую компанию под влиянием рекламы и статей в прессе, на телевидении и на радио. Наружная реклама страховых компаний вызвала желание обратиться к их услугам у 8% опрошенных. Наглядно это можно увидеть на рисунке 4.

страховой услуга рынок опыт

Рис. 4 – Источники информации о страховой компании %.

Приведенные выше данные, косвенно подтверждают, что потребитель недостаточно реагирует на рекламные усилия страховщиков при выборе компании. Слабость маркетинговой работы страховщиков в значительной степени связана с тем, между ними пока что нет настоящей конкуренции, рынок еще не насыщен, необходимо время на развитие. В зависимости от того, как страховщики выполняют взятые на себя обязательства, будет зависеть рост востребованности их услуг.

Страницы: 1 2

Поиск