Выявление проблем функционирования рынка страховых услуг в России
Если же приблизиться к нашему времени, то достаточно актуальными будут данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на сентябрь 2009года. В них отмечено что, доля граждан, которые не пользуются страхованием, возросла за 5 лет с 47% до 53%. Самой распространенной страховой услугой остается ОСАГО – им пользуются 23% россиян. Пять лет назад полис обязательного автогражданского страхования был у 17% жителей страны. А доля тех, кто обеспечен добровольным медицинским страхованием, напротив, снизилась за этот период в 3,5 раза – с 21 до 6%.
13% опрошенных ВЦИОМ пользуются добровольным пенсионным страхованием, в том числе корпоративным (в 2004 г. этот показатель равнялся 18%). 9% респондентов застраховали автомобили (5%), 7% – жилье (8%), 4% – имущество (6%), такая же доля опрошенных пользуется страхованием жизни и здоровья детей (6%). От несчастных случаев и болезней застрахованы 3% граждан России (4%). К страхованию загородной недвижимости и страхованию в поездках и путешествиях прибегли по 2% респондентов (1% и 4% соответственно).
36% тех, кто не пользуется добровольным страхованием, не видит в нем необходимости (30%). Причиной отказа от добровольного страхования для 24% стала дороговизна страховых продуктов (30%), для 23% – недоверие к страховым компаниям (32%). 8% людей отказались от добровольного обращения к страховщикам из-за недостатка информации о страховых услугах (5%), 7% мало знают о страховых компаниях (2%), а 4% не находят нужных им страховых услуг (3%).
19% тех, кто обращается к страховым компаниям, решает приобрести полис по примеру знакомых, потерпевших ущерб, столько же – по совету людей, к которым респонденты испытывают доверие, и еще 19% – исходя из понимания выгод страхования. На 14% опрошенных повлиял рассказ страхового агента. Реже всего к покупке полиса побуждают публикация или книга о страховании или реклама в СМИ – 3% и 2% соответственно.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26–27 сентября 2009 г. Опрошены 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Как видно ситуация ничуть не улучшилась.
Таким образом, можно сделать вывод, что основным барьером отделяющим рынок страховых услуг России от слаженного «европейского» функционирования является недостаточная маркетинговая деятельность и, как следствие, недостаточная прозрачность выполняемой страховщиками деятельности. Российские граждане все еще не доверяют страховым компаниям по различным причинам, боятся быть обманутыми и предпочитают уповать на удачу. Ими еще не накоплен достаточный опыт общения со страховыми компаниями и использования страховых продуктов. А также не стоит забывать и о том, что у некоторых на это просто нет денег, т. к., на мой взгляд, ключевым фактором восприимчивости людей к страхованию является уровень дохода.
Таким образом, ясно, что пока страховые компании, в силу отсутствия конкуренции и слабого насыщения рынка могут позволить себе вести себя «расслабленно», обращения за крупными исследованиями к исследовательским компаниям будут оставаться единичными. Но по мере того, как будет усиливаться конкуренция, страховые компании поймут, что в эпоху информатизации старые методы работы уже не годятся. Просто подтолкнуть их к этому должны не пустые слова, а ситуация, где есть угроза бизнесу.