Агентство по страхованию вкладов как инструмент государства в обеспечении финансовой стабильности
Такой подход соответствует мировой практике: системы страхования вкладов и финансового оздоровления кредитных организаций, существующие в большинстве развитых стран мира, не направлены на извлечение прибыли.
Не менее важным с правовой точки зрения является вопрос о том, целесообразно ли возложение функций Агентства на какой-либо орган государственной власти?
Как известно, государственные структуры, действующие в форме учреждения, в отличие от Агентства не являются собственниками имеющегося у них имущества и финансируются из бюджета на основании государственного задания по заранее утвержденной смете.
Вместе с тем взаимная юридическая обособленность имущества Агентства от его учредителя (государства) является принципом, сознательно заложенным в концепцию обязательного страхования вкладов в Российской Федерации. Подобная система изначально была организована как формально независимый от государства институт, позволяющий компенсировать возможные убытки вкладчиков ликвидируемых банков, а также необходимые управленческие расходы без использования бюджетных средств.
В немалой степени это объясняется тем, что заведомая непредсказуемость наступления страховых случаев и возникновения ситуаций, обусловливающих санацию отдельных банков, не позволит государственной структуре принимать и реализовывать соответствующие решения с нужной степенью оперативности.
Следует также учитывать, что к Агентству неприменим способ формирования имущества, характерный для государственной структуры, полностью финансируемой учредителем. Большую часть имущества Агентства в виде фонда страхования вкладов составляет не имущественный вклад учредителя, а обязательные взносы третьих лиц (банков - участников системы страхования вкладов).
Вместе с тем правительственные корпорации отличаются от коммерческих организаций, в частности, тем, что они не вправе прекратить свою деятельность даже в случае ее убыточности.
Цель такого подхода - предоставление правительственным корпорациям финансовой гибкости и, следовательно, максимальной политической, финансовой и административной автономии, необходимых для достижения целей, которые перед ними поставлены.
Именно так построено подавляющее большинство зарубежных систем обязательного страхования вкладов, что соответствует Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов, утвержденным в июне 2009 г. Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов.
Итак, Агентство является некоммерческой организацией. Вместе с тем следует подчеркнуть, что цели деятельности Агентства и его правовой статус (включая властные полномочия по отношению к иным участникам гражданского оборота), в отличие от классической некоммерческой организации, носят ярко выраженный публичный характер. Его функции не просто "общественно полезны", как у многих некоммерческих организаций. Они являются частью комплекса мер государства по обустройству банковской системы, а Агентство позиционируется в качестве одного из агентов государства по осуществлению финансовой политики в стране в целом.
Одновременно Агентство формально не принадлежит к государственным структурам, что позволяет ему проводить государственную политику без финансовых и организационных обременений, свойственных функционированию государственного аппарата.
До недавнего времени российская финансово-правовая наука исходила из того, что финансовая деятельность государства осуществляется только в рамках финансово-бюджетной системы страны. Вместе с тем, как мы видим, возникают новые формы финансовой деятельности государства, и в частности с использованием особых институтов, проводящих государственную финансовую политику, формально не являясь частью указанной системы. Агентство - один из таких институтов, имеющих целью решение публичных задач с использованием государственных и частных финансовых ресурсов, которые трансформируются в разновидность публичной собственности.
Таким образом, Агентство следует признать субъектом не столько гражданско-правовых, сколько публично-правовых отношений. Как представляется, указанное свойство - доминирующее при определении правового статуса Агентства. Это дает основание отнести его к одной из разновидностей института, известного как "юридическое лицо публичного права". Тема юридического лица публичного права активно обсуждается в правовой литературе[14]. Сторонники введения указанного института в научный оборот обоснованно полагают, что термин "юридическое лицо" вышел за пределы гражданского права и активно применяется для характеристики юридических лиц, которые не вписываются в современную цивилистическую конструкцию.
При определении существенных признаков понятия "юридическое лицо публичного права" различные авторы сходятся в одном - такое юридическое лицо наделено публичными функциями, и это обстоятельство следует рассматривать в качестве главного элемента соответствующего понятия.