Сберегательное дело в дореволюционный период

Страница 2

Учрежденный в 1860 году Государственный банк Российской империи находился в компетенции министра финансов, которому было дано право руководить деятельностью банка.

Позже прекращается открытие новых вкладов в Сохранных казнах и Приказах общественного призрения. Хранилищами вкладов становятся конторы государственного банка, который на тот момент уже обладал ими в количестве 7 штук. Позднее сберкассы попадают в ведение Министерства финансов. В это время в России уже существовало 46 губернских касс и 2 столичные [34]. Взаимодействие между Государственным банком и сберегательными кассами заключалось в том, что свободные средства сберкасс передавались в сам банк и его конторы.

1 ноября 1889 года открываются первые кассы при почтовом ведомстве, предоставившие дополнительные удобства для населения. Так теперь прием и выдача вкладов осуществлялась в течение всего рабочего дня почтового отделения. Спустя два месяца работы таких отделений было выдано 403 книжки на сумму равную почти 86 000 рублям. К 1890 годам количество касс достигло отметки 1265, которыми было выдано 48 974 сберкнижек на общую сумму в 2 747 621 рублей [44, c. 61]. Интересно, что помимо касс в почтовых отделениях были также и сберкассы, находившиеся на территориях фабрик и разных производств. К началу 1895 года их было 14, выдавших 929 сберегательных книжек на сумму почти в 80 000 рублей [42, c. 62].

Рубеж XIX-XX веков для сберкасс начался необычно быстрым расцветом. В стране к 1900 году уже насчитывалось порядка 5400 касс, а в 1882 году их было лишь 76.В 1895 году император Николай II утверждает новый устав для сберегательных учреждений, в рамках которого позднее было создано Управление государственными сберегательными кассами.

По новому Уставу в основе деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная «французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассами официально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства [34].

По новому Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное название «государственных»; правительство гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам, а также «по требованию подлежащей правительственной и судебной власти»; существенно было облегчено открытие новых касс при всех правительственных и общественных организациях и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка [40, c. 74].

В последствие период политической нестабильности (связанный с событиями русско-японской войны, первой российской революцией, началом первой мировой войны и пр.) отразился негативным образом на деятельности государственных сберегательных учреждений, что несколько притормозило и развитие сберегательной системы.

Таким образом, созданные в первой половине XIX века сберегательные кассы стали родоначальниками современной банковской системы и Сберегательного банка в частности. На наш взгляд, сберегательные учреждения дореволюционного периода можно характеризовать как прообраз Сбербанка. Развитие структур по привлечению финансов проходило в постоянно тяжелой социальной обстановке и инициировалось государством. В построении сберегательного дела важное значение имел зарубежный опыт. Однако сберкассы учреждались по инициативе государственных институтов, что не имело место в европейских странах. При этом, сберегательное дело показывало тенденции роста и смогло обеспечивать российскую экономику и дальнейшее развитие сберегательных учреждений вплоть до событий 1917 года.

Страницы: 1 2 

Поиск