Основы нормативно-правового регулирования банковской системы и информационной базы
Банки представляют собой специфические экономические субъекты. Их специфика проявляется в следующих основных аспектах [18]:
q на всех этапах движения ресурсов основным их видом для банка являются финансовые ресурсы (денежные средства);
q подавляющую часть (более 90 %) общей суммы ресурсов представляют заемные и привлеченные, а не собственные средства;
q действующее законодательство запрещает банкам заниматься производством и торговлей материальными ресурсами.
Что касается управленческих, организационных, социальных, юридических, информационно-технологических и других аспектов деятельности банка, то они могут быть объектом специальных отдельных исследований. В настоящей же работе эти аспекты затрагиваются только в той части, в которой они связаны с финансово-экономической деятельностью (например, допустимые диапазоны значений финансовых показателей, предусматриваемые законодательными и нормативными актами, к которым, прежде всего, относится минимальная величина уставного капитала, обязательных резервов в Центральном банке, размер налога на прибыль и т.п.).
Анализ банковской деятельности как специальной области научных знаний постоянно развивается. Так, переход к использованию в учете международных стандартов ввел деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Отметим, что анализ финансово-экономической банковской деятельности производился на разных уровнях управления и выступал как внешний, так и внутренний. Поэтому имеет смысл рассматривать информационную базу как совокупность внутренней и внешней информации.
Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитической информацией.
Внутренний анализ имеет цель изучить более подробно и глубоко причины достигнутого уровня эффективности деятельности.
Информационное обеспечение экономико-статистического анализа результатов деятельности коммерческого банка можно представить как систему внешней и внутренней информации (рис. 1.5.).
Система внешней информации предназначена для снабжения руководства банка необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (конкурентах, клиентах и т.д.).
Внутренняя информация характеризует текущую оперативную и отчетную деятельность банка. Она возникает в процессе автоматизированного сбора и обработки данных, использования новейших банковских информационных технологий.
Рис. 1.5. Классификация информации для изучения банковской системы
Система внешней информации предназначена для снабжения руководства банка необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (конкурентах, клиентах и т.д.).
Внутренняя информация характеризует текущую оперативную и отчетную деятельность банка. Она возникает в процессе автоматизированного сбора и обработки данных, использования новейших банковских информационных технологий [18].
Внутренняя информация включает бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность, отчеты управляющих, акты ревизий и проверок и др.
Источники внешней информации, используемой в экономико-статистической анализе коммерческих банков следующие [12]:
q высшие органы государственной власти и управления (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство Российской Федерации);
q Центральный банк России;
q банки, банковские союзы и ассоциации;
q другие финансовые институты;
q внешнеэкономический комплекс России;
q международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.);
q зарубежные инвесторы и кредиторы;
q финансовые отчеты заемщиков, другие сведения об их деятельности;
q научные публикации и статистические материалы об экономическом состоянии страны и других государств; о положении дел на фондовых и валютных рынках в мировой банковской системе, рейтинги.
Информация политического характера в управлении отечественными коммерческими банками часто бывает не менее важной, чем экономическая. При этом, основными источниками, получаемыми от высших органов государственной власти и управления, являются: законы, указы, постановления, распоряжения, решения, другие нормативные и законодательные акты, которые касаются прежде всего вопросов: развития отношений собственности; разработки основных направлений финансово-экономической политики; расширения зоны рублевого пространства; определения таможенных барьеров и льгот; валютного регулирования.