Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ
В отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лица лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается. Контроль может быть как государственным, так и негосударственным. Надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. В сфере банковской деятельности понятие контроля применимо в отношениях между отдельными контролирующими органами государства и Банком России (бюджетный, налоговый, таможенный контроль, и др.), а также между кредитными организациями и их клиентами (контроль кредитных организаций за соблюдением финансового законодательства их клиентами). Понятие надзора применимо преимущественно в отношениях между Банком России и кредитными организациями, за некоторыми исключениями (например, антимонопольный контроль и др).
Анализируя новый порядок государственной регистрации кредитных организаций, установленный Федеральным законом от 21 марта 2007 года № 31-ФЗ, автор заключает, что постановление Правительства РФ от 17 мая 2007 года № 319 “Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц“ в части установления уполномоченного регистрирующего органа в лице МНС России не соответствует статье 51 ГК РФ, согласно которой государственная регистрация юридических лиц осуществляется органами юстиции. Для приведения указанного постановления в соответствие с ГК РФ Правительству РФ предлагается внести в него следующее изменение: в пункте первом данного постановления исключить слова “Министерство Российской Федерации по налогам и сборам“, заменив их словами “Министерство юстиции Российской Федерации“.
Для повышения устойчивости банковской системы можно сделать вывод о необходимости скорейшего перехода к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России и внедрение международно признанных подходов, рекомендованных Базельским Комитетом по банковскому надзору, декларирующих, что главной целью надзора за деятельностью банков являются предотвращение системных кризисов путём постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер, уделяя особое внимание механизмам ранней диагностики.