Регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг
Для того чтобы фондовый рынок успешно развивался и выполнял свое назначение – мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и их перераспределение между отраслями и сферами народного хозяйства, - необходимо построение системы регулирования, отвечающей интересам и потребностям всех участников.
Таким образом, регулирование фондового рынка представляет собой многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка в соответствии с установленными целями и принципами со стороны организаций, уполномоченных на эти действия [12,c.226]. Различают государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, и саморегулирование рынка, или регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг [1,c.38].
Прежде чем перейти к рассмотрению регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, необходимо выяснить для чего и в каких целях оно осуществляется.
Основной целью регулирования является обеспечение стабильности и инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, поддержание баланса между потоками сбережений и инвестиций [12,c.226]. Кроме этого регулирование рынка ценных бумаг преследует следующие цели:
1. Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников;
2. Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
3. Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
4. Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается [10,c.23].
Сначала рассмотрим, что представляет собой государственное регулирование. Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны различных органов государственной власти и управления, в компетенцию которых входит выполнение установленных законодательством функций. Оно может осуществляться с применением форм прямого (административного) воздействия и косвенного (экономического) регулирования [12,c.226].
Методы прямого регулирования:
1.Обязательная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг;
2.Установление требований ко всем участникам рынка, которые обеспечивают устойчивое функционирование и развитие рынка ценных бумаг;
3.Лицензирование профессиональной деятельности с ценными бумагами;
4.Установление правил по раскрытию информации;
5.Создание системы контроля над функционированием рынка и системы санкций за нарушение установленных норм и правил.
Методы косвенного регулирования, предполагающие использование экономических рычагов, включают:
1. Общеэкономические методы, охватывающие денежно-кредитную политику (учетная ставка центрального банка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и др.), государственные капиталы (госбюджет и внебюджетные фонды), структуру собственности (соотношение государственной и частной собственности, распределение ресурсов);
2. Налоговую политику (налоговые ставки, налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов).
Необходимо отметить, что указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998г. №366 "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг" создана двухуровневая депозитарная система, функции центральных депозитариев в которой выполняют: РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (РЦДЦБ) – по корпоративным ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь – по государственным ценным бумагам и ценным бумагам национального банка. Основной задачей депозитарной системы является обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и разрешенных к обращению на территории Республики Беларусь, и учета прав на них [9].