Регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг
Кроме этого, следует учесть тот факт, что степень вмешательства государства в рыночные процессы, как правило, значительно выше на формирующихся рынках, чем на развитых. Если фондовый рынок достаточно развит, государство лишь содействует его функционированию, поддерживая сложившуюся рыночную практику. Зарождающиеся рынки нуждаются в более тщательном регулировании и развитии каждого своего компонента, им требуются инвестиции в инфраструктуру и на организационное устройство, насыщение технологиями и т.д. Преобладание государственного регулирования на начальном этапе развития рынка позволяет избежать масштабных потерь и кризисов, массовых нарушений прав инвесторов. Роль государства в процессе регулирования особенно возрастает в кризисные периоды [12,c.226].
Прежде чем перейти к рассмотрению такого механизма регулирования рынка ценных бумаг как саморегулирование, следует отметить, обычно интересы участников рынка ценных бумаг и государства по многим вопросам совпадают, и следовательно, это позволяет использовать такой метод решения возникающих проблем, как саморегулирование.
В мире широко используется создание так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которые учреждаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью защиты собственных интересов, установления и соблюдения профессиональных стандартов, предупреждения либо разрешения возникающих конфликтов, устранения возможностей для мошенничества и других противоправных явлений [12,c.228].
Каждая страна по-своему распределяет функции регулирования между государством и СРО. По некоторым вопросам последние демонстрируют большую эффективность, чем государственные органы, поскольку сами участники рынка заинтересованы в принятии правил, повышающих привлекательность операций на рынке, более благоприятных для инвесторов, что положительно отражается на прибыли. Кроме того, участники рынка по собственному опыту знают, какие правила и механизмы контроля действенны и как предупредить нарушения[12,c.230].
Тем не менее, в соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время у нас в стране не предусмотрен статус саморегулируемой организации и такая норма отсутствует [12,c.230], что является одной из причин медленного развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
Рассмотрев и проанализировав механизм функционирования рынка ценных бумаг, является очевидным тот факт, что необходимо постоянное регулирование фондового рынка. Таким образом, рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Таким образом, данный раздел работы посвящен подробному рассмотрению функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Особое место занимает история развития и становления фондового рынка в нашей стране; уделяется внимание инфраструктуре рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и его основным организациям. Также проведен непосредственный анализ государственного и корпоративного рынка ценных бумаг в республике.
Следовательно, подводя итого проделанной работе, можно сказать, что развитие и функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь осуществляется на основании смешанной модели, с преобладающей ролью и участием государства. Рынок ценных бумаг играет важную роль на современном этапе развития экономики страны. С помощью эффективно действующего рынка ценных бумаг можно гибко перераспределять средства между отраслями, концентрировать их на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, способствовать ускорению и оптимизации структурных сдвигов в экономике.