Организация кредитования юридических и физических лиц в коммерческом банке

Страница 1

Первоначальным этапом организации кредитного процесса в коммерческом банке является разработка кредитной политики. Суть кредитной политики банка заключается в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, т.е. в умении свести к минимуму кредитный риск. Следовательно, кредитная политика — это определение того уровня риска, который может взять на себя банк с целью достижения намеченного уровня рентабельности. Разработанная кредитная политика оформляется в виде документа "Кредитная политика банка", утверждается в соответствующем порядке и является документом к действию. Любые отклонения от нее запрещаются и расцениваются как нарушения, за исключением особых случаев, решения по которым должны приниматься правлением банка или даже наблюдательным советом.

Для реализации этого документа банки обязаны разрабатывать регламент предоставления денежных средств клиентам банка, а также отдельные Положения: по кредитованию юридических и физических лиц (с учетом вида, формы кредита, его обеспечения), о порядке оценки финансового состояния заемщиков, начисления и уплаты процентов по ссудам, формирования и использования резерва под кредитный риск банка.

Организация кредитования юридического лица состоит в следующем: работники кредитного отдела банка могут начать выполнять кредитные операции. Для чего вначале знакомятся со своими потенциальными заемщиками на основании представленных ими документов, а затем исследуется репутация заемщика, его кредитная история. На основе анализа оборотов по расчетному счету клиента, финансовой отчетности, а также других документов, рассчитанных коэффициентов платеже- и кредитоспособности оцениваются его возможности погасить ссуду в срок. Оцениваются и изучаются вторичные источники погашения кредита (т.е. обеспечительные обязательства), а также риск по данной ссуде для банка (т.е. ее качество). Эта работа экономиста кредитного отдела банка — содержание второго и третьего ступеней кредитного процесса.

Работа сотрудников банка на втором и третьем этапах организации кредитного процесса сопряжена с изучением и глубоким анализом определенного рода документации, имеющей строго целевую направленность, которая представляется потенциальным заемщиком банку для решения им вопроса о выдаче ссуды. В связи с этим рационально остановиться на их перечне, содержании, назначении и банковском анализе.

Пакет документов, необходимых банку для решения вопроса о предоставлении заемщику ссуды, можно разбить на несколько более малых пакетов, исходя из их целевого предназначения. [15, С.89]

1. Документы, которые подтверждают правоспособность заемщика.

2. Документы, характеризующие бизнес-заемщика.

3. Документы, которые обосновывают объем испрашиваемого кредита и сроки его возврата (погашения).

4. Документы, обосновывающие объем испрашиваемого кредита и сроки его погашения.

5. Документы, представляемые заемщиком в обеспечение реализации обязательств по кредитному договору.

Итогом всей проведенной банком работы на втором и третьем этапах кредитного процесса становится заключение специалиста кредитного отдела банка на выдачу кредита. В заключении дается развернутая глубокая характеристика самого заемщика (его статус, репутация в деловых кругах, наличие положительной кредитной истории); оценка его бизнеса, финансового положения, плана доходов и расходов и платежного календаря на период кредитования; самого объекта кредитования, методов обеспечения кредита и основных источников его погашения; реальности сроков возврата основного долга и процентов по ссуде, а также оценка кредитного риска банка по данной ссуде.

Кредитный риск банка зависит от качества выдаваемой ссуды. На качество отдельно выдаваемой ссуды оказывать влияние совокупность факторов: вид кредита, его размер, срок, порядок погашения, качество обслуживания долга отраслевая принадлежность и форма собственности заемщика, его кредитоспособность (в соответствии с рейтинговой оценкой), методы обеспечения кредита степень взаимоотношений клиента с банком (акционер, дочерняя компания; клиент (наличие или отсутствие расчетного счета в этом банке), степень информированности банка о клиенте (о его руководителях, бизнесе, партнерах по бизнесу и конкурентах). [33, С.132]

Страницы: 1 2 3 4

Поиск