Критерии инвестиционной доступности общих фондов банковского управления в системе коллективного инвестирования

Страница 1

фонд

Вторичное обращение сертификатов доверительного управления, как и номинальных паев общих фондов банковского управления (ОФБУ), российским законодательством на данный момент времени не предусмотрено в том объеме, который предполагается для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке, что позволяет покупать и продавать их любому желающему.

Операции приобретения и продажи долей ОФБУ в соответствие с Инструкцией ЦБ РФ от 02.07.1997 года № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» осуществляются исключительно посредством прямого обращения потенциального клиента (как и действующего учредителя управления) к доверительному управляющему, либо через его агентскую сеть, что существенно «сдерживает» возможности продвижения данной банковской услуги в «массы».

В 2006 году в Госдуму РФ были внесены на рассмотрение поправки в закон «О банках и банковской деятельности», одна из целей которых заключалась в придании статуса ценной бумаги сертификату доверительного управления ОФБУ, что, несомненно, придало бы новый стимул развития банковским фондам. Однако, в силу «отрицательной» оценки возможности реализации данного направления со стороны ФСФР данные поправки не были приняты.

Существенное значение работы фондов в аспекте удобства осуществления операций с паями ОФБУ приобретает именно организация присоединения и выхода из фондов учредителей управления, а также обмена внутри линейки ОФБУ под управлением одного доверительного управляющего. Законодательно не регламентируется возможность взимания платы и соответственно размера ее предельной величины за «вхождение» в фонд, в случае осуществления частичного вывода средств из фонда или полного погашения доли учредителем управления. В связи с этим, на практике встречаются различные варианты дополнительных комиссий, возлагаемых на «вкладчиков» фондов, зависящих чаще всего от фактического срока инвестирования средств в ОФБУ, что служит определенным механизмом «защиты» доверительного управляющего в осуществлении планирования и поддержания ликвидности самого фонда.

В среднем операция передачи и поступления средств «инвестора» в ОФБУ занимает от 3-7 рабочих банковских дней (ОФБУ «Славянский» под управлением коммерческого банка «Славянский кредит» - учредитель управления обязан передать имущество в течение 5 банковских дней с момента подписания договора). Однако общими условиями ряда фондов предусмотрен более продолжительный временной интервал, в течение которого средства должны поступить на счет фонда (ОФБУ «Архимед» под управлением банка «Транспортный» период составляет 30 календарных дней).

За осуществление операции обмена паев внутри линейки ОФБУ одного доверительного управляющего, как правило, дополнительные комиссии не взимаются (линейка ОФБУ под управлением «Юниаструм» банка). Стоит отметить наличие ограничений обмена паев ОФБУ, вызванных, прежде всего, спецификой инвестиционных стратегий, у ряда доверительных управляющих (линейка фондов банка «Приоритет»).

Другой особенностью, отражающейся на ликвидности ОФБУ как финансового инструмента, является возможность передачи в управление не только денежных средств, но и ценных бумаг, что формирует существенное конкурентное преимущество данного сегмента финансового рынка по сравнению с другими формами коллективного инвестирования. Наличие прямого вхождения ценными бумагами в имущество ОФБУ соответствует потребностям инвесторов, обладающих пакетом финансовых инструментов, но с точки зрения собственной оценки перспектив роста данных активов, либо по определенным психологическим аспектам не желающих предварительно его реализовывать для вступления в инвестиционный фонд.

Страницы: 1 2

Поиск