Банковский маркетинг и его роль в банковском деле
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности различных субъектов хозяи ствования, в том числе банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковскии маркетинг в силу его специфики представляет особою отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретнои общественно-политическои и экономическои ситуациий.
Последние изменения в банковских системах стран с развитои рыночнои экономикои, реальная хозяиственная ситуация в России сегодня привлекли к жизненнои необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковскои деятельности, выход ее за границы традиционных операции, усиление у банков конкурентов в лице небанковских учреждении, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг и неблагополучного экономического положения в стране, усугубившегося мировым финансовым кризисом. Кроме того, в России в банковскую сферу активно проникают страховые, брокерские, сберегательные, трастовые и другие компании, пенсионные фонды, торгово-промышленные и финансовые корпорации. В результате стали характерными снижение доходности коммерческих банков и значительное усиление риска их операции. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банкам предстоит осваивать новые услуги, новые формы бизнеса, выдвигать на первое место не только интересы акционеров, но бороться за каждого клиента.
Введение маркетинга в управление коммерческими банками обусловило возникновение системы критериев выработки стратегии и тактики деятельности, а также определения конкретных мер изучения и развития рынка. Внедрение маркетинга способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности. Необходимость маркетинга заключается в том, что он выступает механизмом поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке.
В последнее время россииские банки стали осознавать необходимость очень внимательно ознакомиться с современным маркетингом, чтобы организовать деятельность в соответствии с намеченными планами, еще более детально изучить клиентов. Аксиомои является то, что обслуживание каждого клиента должно опираться на глубокое и всестороннее изучение его реального потенциала, возможностеи, положения на рынке, хозяиственных перспектив, что и делается при помощи специфических инструментов маркетинга.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного заметим, что вопрос исследования банковского маркетинга на сегодняшний день более, чем актуален.
Соответственно, объектом изучения можно назвать освещение сущности и специфики банковского маркетинга, его целей и задач, приемов и функций, организацию маркетинга в банковском деле на примере конкретного банка и указание проблем и тенденций совершенствования банковского маркетинга.