Функции субъектов и участников процесса инвестирования пенсионных накоплений
2) невозможен обратный путь в распределительную систему даже в том случае, если общество по каким-либо объективным или субъективным причинам «передумает» реформироваться.
3) риск в этой системе возлагается полностью на его участников.
4) система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни могут накопить достаточную для получения пенсии сумму денег.
5) система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции.
Каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения населения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, а во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных моделей. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в итоге от тех целей, которые определены в социальной политике государства.
В России, до 2002г. – все 28 % перечисляемые работодателем направлялись на выплату пенсий пенсионерам. Для обеспечения выплаты пенсии одному пенсионеру требуется взносы 2-х работающих. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,5 работающих. В будущем из-за снижения темпов рождаемости демографическая ситуация будет ухудшаться, что приведет к уменьшению численности работающих и через 10 лет (по статистическим прогнозам) это соотношение составит 1/1. Пенсионных взносов для выплаты пенсий будет не достаточно. Статистика последних двух лет показывает, что в действовавшей ранее пенсионной системе пенсионные взносы уплачивались с 35% фактических доходов населения, а 65% - находились в тени. Также не было связи между размером будущей пенсии и заработками работника, что приводит к отсутствию заинтересованности к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Верхний предел заработка, который учитывался для расчета пенсии, по действующему на тот момент законодательству, был чуть более 2000 рублей. Это не стимулировало ни работодателей увеличивать заработную плату и выводить ее из тени, ни работников настаивать на том, чтобы зарплата выплачивалась официально. Какой смысл был работнику отказываться от теневых схем получения высокой заработной платы, если пенсионные права он зарабатывал не с полного ее размера, а всего с двух тысяч рублей из него.
Противоречия старой пенсионной модели свидетельствуют о том, что она находилась на грани кризиса, из которого ее, основываясь на косметических изменениях старого пенсионного законодательства, нельзя было вывести. Речь могла идти только о замене старой модели на новую, которая была бы свободна от недостатков предшественницы и позволяла бы решать не разрешимые задачи, обеспечив при этом сохранность и защищенность прав нынешних пенсионеров.
Мировой опыт, подтвержденный практикой, подсказал путь решения проблемы: формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в зарубежной практике развитых стран
Первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию. Она должна обеспечить минимальный уровень социальных гарантий. Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным лицам в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (он равен для мужчин-60 годам, для женщин- 55 лет). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии – наличие не менее пяти лет страхового стажа. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которое оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет. Источником финансирования базовой пенсии является налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам, утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Базовая часть пенсии индексируется в зависимости от уровня инфляции.