Функции субъектов и участников процесса инвестирования пенсионных накоплений
Вторым уровнем является страховая часть пенсии. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется социальное страхование. Источниками финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступающие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.
В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.
Третьим уровнем является накопительная часть пенсии, которая, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-го страхового взноса. Это - мужчины моложе 1953 г.р. и женщины моложе 1957 г.р. Лицам же 1952 г.р. и старше у мужчин и 1956 г.р. и старше у женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплаты текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге, увеличить размер их пенсий. С 2005 года возрастная группа, часть страховых взносов за которых будет поступать на накопительную часть претерпела изменения: лица 1966 года рождения и старше, имеющие средства пенсионных накоплений в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, могут реализовать права, предусмотренные статьей 31 Федерального закона № 111-ФЗ в полном объеме. Средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, исключенных с 2005 года из накопительной системы будут формироваться в дальнейшем только за счет доходов от инвестирования, полученных управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами, которым застрахованные лица доверили управление своими пенсионными накоплениями.
Введение накопительной составляющей позволяет решить те проблемы, которые накопились за время существования распределительной системы финансирования пенсий.
Во-первых, поскольку пенсионные накопления каждого работающего будут отражены на его индивидуальном счете в Пенсионном фонде и эти средства не направляются на текущие выплаты, сглаживается негативное влияние демографического фактора.