Понятие доверительного управления ценными бумагами
Агрессивная стратегия, напротив, предусматривает размещение средств клиента в высокодоходные, но рискованные инструменты. Такими могут быть, например, акции. Эту стратегию чаще выбирают те, кто ради сверхвысоких прибылей готов пожертвовать надежностью. Здесь можно рассчитывать на доходность 20-45% годовых в рублях.
Есть и «золотая середина». Речь идет об умеренной стратегии. Она сочетает в себе лучшие стороны агрессивного и консервативного подхода. С одной стороны, обеспечен доход, более высокий, чем при консервативном варианте, с другой – риск здесь существенно ниже, чем в варианте агрессивном. Портфель обычно сбалансирован: в нем есть и акции, и облигации. Средняя доходность по результатам года обычно около 15-25%
Однако отметим, что даже если клиент выбирает одну из таких типовых стратегий, он не остается безучастным наблюдателем деятельности своего управляющего. Тот просто действует в заданном направлении, а инвестор, например, вправе указать, как точно распределить средства в своем портфеле. Клиент может сам решать, в каких конкретно долях в портфеле будут присутствовать те или иные типы ценных бумаг.
Более высокая по сравнению с ПИФами степень участия клиента в процессе управления деньгами подразумевает, что между ним и его портфельным менеджером устанавливается тесный контакт. Инвестор может практически в любое время суток поинтересоваться у своего управляющего ходом дел. В то же время сами компании, оказывающие услуги по индивидуальному доверительному управлению, не в восторге от таких сверхдотошных инвесторов. Оно и понятно. Какой смысл звонить ежедневно менеджеру и навязывать по каждому вопросу свое мнение? Ведь клиент доверился профессионализму своего управляющего, а в процессе переговоров договоренность в отношении его будущих шагов была достигнута. К тому же, в любом случае управляющий всегда кровно заинтересован в успехе своего клиента. Размер его комиссионных напрямую зависит от полученной клиентом прибыли. Кроме того, компании и так регулярно (ежемесячно или ежеквартально) информируют своих инвесторов о состоянии их счета, обо всех проведенных операциях, о том, какова на текущий момент рыночная стоимость портфеля, каков доход или убыток, полученный менеджером за отчетный период.
Некоторые управляющие даже позволяют особо крупным клиентам в режиме реального времени вести контроль за процессом управления их деньгами. Так, в какой бы точке земного шара ни находился клиент, если у него есть доступ в Интернет, он всегда может оценить, насколько эффективно менеджер управляет его деньгами, соответствуют ли его шаги тем действиям, которые были зафиксированы в инвестиционной декларации.
Необходимо отметить, что только сам клиент может с легкостью узнать о том, что происходит с его счетом. Для любых других лиц, включая госорганы, эта информация полностью закрыта и предоставляется лишь по решению суда.
Одно из существенных различий между ПИФами и ИДУ – это объем ограничений и требований, которые госорганы накладывают на набор инструментов, в которые можно инвестировать деньги клиентов. В случае с ПИФами этот набор жестко регламентирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Этот орган не позволит управляющему ПИФа совершать слишком рискованные вложения средств. Так, например, ФСФР не допустит, чтобы управляющий ПИФа размещал в ценные бумаги какой-то одной компании более 15% стоимости капитала своих пайщиков. Поэтому возможностей заработать на тех же ценных бумагах у ПИФов гораздо меньше по сравнению с возможностями ИДУ. Клиент ИДУ, напротив, может иметь в своем инвестиционном портфеле всего одну ценную бумагу. Риск в таком случае, безусловно, велик. Но если клиент к нему готов, а профессионализм и «финансовое чутье» его портфельного менеджера не подведут, доходность может превзойти все ожидания.
Если портфель пайщиков ПИФа может состоять в основном из ценных бумаг надежных компаний- гигантов (так называемых «голубых фишек»), то в портфель клиента ИДУ можно включать и акции менее крупных компаний («второго» и «третьего эшелона»). Именно вложив в такие менее ликвидные ценные бумаги, можно попробовать получить прибыль существенно выше средней.
Приведем еще один пример большей «гибкости» стратегий ИДУ. Если, например, портфельный менеджер видит, что над фондовым рынком в целом или над какими-то конкретными его участниками «сгущаются тучи», у него всегда есть возможность полностью избавиться от ценных бумаг и перевести все средства клиента в деньги, драгметаллы и т.п. Управляющему ПИФа в подобной ситуации ФСФР не позволит сманеврировать таким образом. Полностью избавиться от ценных бумаг «аутсайдеров» у него не получится. Пайщикам же остается единственный вариант – самим перекладывать деньги из одного фонда в другой, дабы по возможности не потерять приросший капитал.
Проведя сравнительный анализ, можно прийти к выводу, что услуга ИДУ, в основном, рассчитана на людей с активной жизненной позицией, не особенно боящихся риска. В общем, вывод верен. Часто клиентами ИДУ становятся люди, которые располагают свободными денежными средствам и готовы к более агрессивной тактике инвестирования.