Организационное и нормативное обеспечение банковских операций доверительного управления
Для ведения операций доверительного управления в банке должен быть организован отдел доверительного управления (ОДУ). Организационная структура данного отдела должна включать несколько звеньев, штатное расписание и порядок деятельности которых независимо от объема работы должны соответствовать принципу самостоятельности и обособленности от других подразделений банка. Указанный отдел должен быть наделен достаточно широкими полномочиями и свободой в рамках своей деятельности. В этих целях его деятельность следует строго регламентировать и регулировать. Делаться это должно на основе специального Положения, утверждаемого правлением банка.
При этом следует соблюдать два важнейших принципа организации работы подразделений доверительного управления: внутрибанковское нормативное закрепление разделения депозитно-кредитных операций и операций доверительного управления и предотвращение конфликта интересов банка и его клиентов. В соответствии с этими принципами информация и документация ОДУ не могут передаваться в другие подразделения банка, а его проблемы - обсуждаться с участием сотрудников других подразделений. Должен быть также запрещен переход сотрудников любых подразделений банка в ОДУ. С другой стороны, все данные о клиентах, накапливаемые в коммерческих подразделениях, не подлежат передаче сотрудникам ОДУ.
Предлагаемая развернутая структура отдела
предусматривает 3 уровня:
· старшее руководство, ответственное за взаимодействие с клиентами и бенефициарами, принятие стратегических решений и решений за доверенных лиц там, где это соответствует законодательству или договору;
Рисунок 8 - Структура ОДУ
уровень постоянного руководства доверенным имуществом, а также поддержания отношений с доверенными лицами и бенефициарами;
· уровень постоянного функционального руководства, обеспечивающего оказание необходимых услуг, когда они требуются, функциональными подразделениями банка.
Общее руководство
отделом должен осуществлять, как правило, один из вице-президентов (заместителей председателя правления) банка, который в большинстве случаев курирует также инвестиционную деятельность и операции банка с ценными бумагами. В его функции должно входить издание распоряжений, касающихся деятельности отдела, утверждение его штатного расписания и перспективных планов работы, подбор кадров и утверждение отчетов. Он несет ответственность за работу ОДУ перед руководящими органами и президентом (председателем правления) банка, представляет отдел на собраниях и заседаниях.
Начальник отдела,
действующий на правах заместителя вице-президента банка, должен непосредственно управлять подразделением, решать вопросы текущего планирования, учета и отчетности, распределять работу между сотрудниками. На него также возлагается обязанность разрешать возникающие разногласия между клиентами и сотрудниками отдела, принимать окончательные решения и корректировать условия договоров доверительного управления. Кроме того, он может замещать вице-президента и выполнять его функции по руководству отделом.
Аудиторская проверка отдела должна проводиться ежегодно (без участия должностных лиц банка).
Второй уровень
организационной структуры ОДУ может состоять самое большее из шести основных подотделов (секторов), каждый из которых проводит свои группы операций:
—индивидуального доверительного управления;