Организационное и нормативное обеспечение банковских операций доверительного управления
Младшие специалисты обрабатывают входящие и исходящие документы: оформляют и представляют на подписи чеки, по которым выплачиваются доходы клиентам, контролируют баланс средств на счетах доверительного управления, вносят коррективы в договоры при увеличении счета доверительного управления или замене объектов управления и т.п. Если отдел ведет комплексное обслуживание клиентов (включая обслуживание обычных денежных вкладов, перечисление платежей за коммунальные услуги и т.д.), то данные специалисты обеспечивают соответствующие услуги нужными документами, регистрируют их и следят за правильным документооборотом.
Особую группу составляют юристы. Они проверяют содержание договоров с позиций законности и интересов сторон, могут заверять подписи клиентов, выступать в качестве доверенных лиц, вести опись передаваемого в доверительное управление имущества. Целесообразно, чтобы среди них имелись юристы, имеющие лицензию на совершение нотариальных действий.
Вспомогательный персонал отдела — это секретари. В их обязанности входят прием телефонных сообщений, передача клиентам общей информации, рассылка писем, прием корреспонденции, машинопись и техническое оформление документов.
Технический персонал
формируется в зависимости от технической оснащенности отдела и объема его работы. К нему относятся специалисты по обслуживанию и ремонту технических средств, программисты и операторы компьютерной техники, переводчики.
Когда отдел сформирован, его руководство должно приступать к разработке механизмов проведения операций доверительного управления, имея в виду неизбежные содержательные различия между коллективными и индивидуальными формами такого управления.
Нормативно-правовая база проведения банками операций доверительного управления
В своей деятельности в сфере доверительного управления банки на территории РФ руководствуются Гражданским кодексом РФ (ч. 4, гл. 53), Федеральными законами «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», Инструкцией Банка России от 02.07.1997 г. № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», Положением ФКЦБ «О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» (утверждено постановлением от 17.10.1997 г. № 37) и другими нормативными правовыми актами.
Порядок передачи пакетов акций в доверительное управление регулировался в основном двумя указами Президента РФ — от 30.09.1995 г. № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями» и от 09.12.1996 г. № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». Указы закрепляли то, что акции передаются в доверительное управление с целью эффективного управления ими. При этом в отношении соответствующих договоров были установлены некоторые ограничения, направленные на соблюдение государственной дисциплины при управлении и распоряжении указанной собственностью, усиление контроля за эффективностью принимаемых в этой сфере решений, в том числе на обеспечение за счет этого условий для пополнения доходной части федерального бюджета.
В частности, предусматривалось, что находящиеся в федеральной собственности акции должны передаваться в управление публично и гласно по итогам открытых конкурсов, проводимых по решениям Правительства РФ. Однако в отношении пакетов акций предприятий-монополистов организация конкурсов (неформальных) вряд ли возможна.