Организационное и нормативное обеспечение банковских операций доверительного управления
Документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ, - это так называемый сертификат долевого участия.
Такой сертификат не считается имуществом и не может быть предметом купли-продажи и иных сделок. Так как учредителей может быть много, то доля каждого из них должна быть достаточно точно определена и зафиксирована в названном сертификате. Это существенно с точки зрения последующего распределения прибыли и обязанностей по договору. Понятно, что при отсутствии подобного сертификата нормальные отношения между сторонами договора невозможны.
Особенность ОФБУ еще и в том, что он допускает привлечение ценных бумаг разных отраслей и разного вида. Разумеется, доходность различных видов ценных бумаг или одноименных бумаг в различных отраслях будет различной. Поэтому на основании одного лишь сертификата долевого участия распределение доходов невозможно. Необходим документ, характеризующий структуру долевого участия. Роль такого документа выполняет инвестиционная декларация.
Инвестиционная декларация
— это документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, о доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг).
Между интересами учредителя управления и банка - доверительного управляющего (или его служащих) может возникнуть конфликт интересов:
· при предоставлении кредита учредителю управления;
· при осуществлении банком профессиональной деятельности на финансовых рынках по поручению учредителя управления;
· при размещении учредителем управления депозитов в банке;
· при осуществлении банком других операций по поручению учредителя управления.
То есть конфликт интересов между доверительным управляющим и учредителем управления может возникнуть практически в любой ситуации. И хотя в Инструкции ЦБ РФ определены меры, которые должны предупреждать подобные конфликты и обязывают доверительного управляющего возместить убытки вследствие конфликта интересов, о котором учредитель управления не был уведомлен, в договоре доверительного управления целесообразно четко прописать все возможные варианты такого конфликта, размеры и порядок возмещения убытков.
Важным является раскрытие управляющим информации, в том числе служебной, т.е. обеспечение ее доступности для всех заинтересованных в ней лиц. Число учредителей управления может быть значительным, а ограничения на раскрытие информации, связанной с банковской деятельностью, может серьезно ослабить их возможности контролировать эффективность использования управляющим переданного ему имущества. Кроме того, работник банка, имеющий доступ к служебной (закрытой для других) информации, может использовать это обстоятельство в личных целях, что приведет к
конфликту интересов. Следовательно, в договоре доверительного управления необходимо четко определить, какая информация является служебной и при каких условиях банк должен доводить ее до сведения учредителей управления, если она касается или может касаться их интересов.
При выборе доверительного управляющего следует иметь в виду ограничения, установленные в п. 6.3. названной выше Инструкции Банка России: банк имеет право создавать ОФБУ, в состав которого входят валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни), только при наличии соответствующей лицензии Центрального банка РФ, дающей право проводить операции с иностранной валютой и/или драгоценными металлами, и при выполнении одновременно следующих условий: