Организационное и нормативное обеспечение банковских операций доверительного управления
— банк существует не менее 1 года;
— собственный капитал банка составляет не менее 100 млн. руб. Это означает, что средние и малые российские банки сознательно и искусственно отсечены отданного вида деятельности;
— банк выполняет обязательные экономические нормативы, резервные требования, обязательства перед Банком России в течение года или больше перед датой принятия решения о создании ОФБУ;
— банк должен быть безубыточным как минимум в течение последних четырех кварталов перед датой принятия решения о создании ОФБУ.
В целом же следует признать, что ЦБ РФ в своей Инструкции достаточно подробно раскрыл существенные стороны отношений, которые могут возникнуть при заключении договора доверительного управления между собственником имущества и банком. В то же время Инструкция не лишена недостатков и нерациональных ограничений. Образец договора доверительного управления, рекомендованный Банком России в данном документе (приложение 2 к Инструкции), мало соответствует канонам юридической техники; в приложении 6 дана более чем странная классификация рисков, которые могут возникнуть в процессе доверительного управления имуществом.
Сейчас Банк России подготовил и предложил вниманию банковского сообщества проект новой редакции Инструкции № 63. В проекте предусматриваются, в частности, следующие новации:
1. исключение запрета на выдачу кредитов доверительному управляющему за счет имущества, находящегося в доверительном управлении;
2. исключение запрета на привлечение доверительным управляющим кредитов (с установлением ряда ограничений на такого рода операции);
3. разрешение банкам передавать в доверительное управление (с установлением ограничения на долю таких денег в общей сумме собственного капитала банка);
4. разрешение банкам — доверительным управляющим принимать в доверительное управление имущество у нерезидентов как в рамках индивидуального договора доверительного управления, так и в составе ОФБУ;
5. расширение перечня объектов доверительного управления (в частности, управление кредитными требованиями);
6. расширение перечня организаций, в которых банки — доверительные управляющие смогут открывать счета для расчетов по доверительному управлению.
Однако новый вариант Инструкции на основе указанного проекта на данный момент не принят. Поэтому дальнейшее изложение проблемы базируется на нормах пока еще действующих документов.