Принципы деятельности ОФБУ
– поддержка на непрерывной основе информационного источника, распространяющего полную и достоверную информацию о деятельности, соответствующую международным стандартам прозрачности деятельности инвестиционных фондов, механизме работы и участниках рынка ОФБУ;
– проработка научно – педагогического направления с последующей организацией программы спецкурса по основам деятельности ОФБУ для студентов специальности «Финансы и кредит»;
– совершенствование операций доверительного управления, разработка и внедрение новых финансовых инструментов и технологий для эффективной работы по управлению средствами инвесторов. Консолидация банков и АЗИПИ оказала положительное влияние на рынок ОФБУ. Благодаря предпринятым усилиям удалось решить ряд вопросов, в частности вопрос повышения информационной прозрачности ОФБУ и распространения информации среди потенциальных инвесторов и заинтересованных лиц путем внедрения Стандарта раскрытия информации о деятельности Доверительных управляющих Общих фондов банковского управления и создания единого информационного ресурса. В ходе коллективной деятельности были получены разъяснения по вопросам налогообложения и вступления нерезидентов в ОФБУ.
Деятельность инициативной группы и АЗИПИ согласуется регулятором рынка – Банком России. Так, в 2006 году при Банке России была сформирована рабочая группа по доработке и внесению поправок в нормативную базу, регулирующую деятельность общих фондов банковского управления (ОФБУ) и раскрытие информации о деятельности доверительных управляющих ОФБУ, состоящая из представителей «Ассоциации защиты информационных прав инвесторов» и кредитных организаций – доверительных управляющих ОФБУ. Деятельность рабочей группы направлена на развитие и совершенствование операций доверительного управления в рамках ОФБУ, а также создание законодательного механизма защиты интересов и прав инвесторов и доверительных управляющих ОФБУ.
Процесс возникновения и этапы развития ОФБУ
Общие фонды банковского управления (ОФБУ), как инструмент, появились на российском финансовом рынке с принятием Инструкции № 63 в период становления рынка коллективного инвестирования в России.
По своей сути, ОФБУ представляют собой расширенную форму доверительного управления, которая выражается в объединении имущества многих учредителей с целью эффективного управления на финансовом и фондовом рынках. Таким образом, Инструкция № 63 позволила кредитным организациям выступить в качестве доверительного управляющего фондом коллективных инвестиций.
Финансовый кризис 1998 г. оказал негативное влияние на ОФБУ, притормозив его развитие. В результате августовского кризиса активы фондов сократились почти в 10 раз, а развитие рынка ОФБУ приостановилось. Большинство фондов, зарегистрированных до кризиса в 1997 году, так и не успели начать активные операции по управлению капиталом инвесторов. Значительная часть кредитных организаций остановила деятельность в рамках ОФБУ, расторгнув договора с учредителями управления. Следует отметить отсутствие прецедентов по невозврату средств вкладчикам ОФБУ со стороны кредитных организаций в указанный период. По мере стабилизации экономической ситуации в стране, развитие доверительного управления набирало силу. Так, уже в 1999 году ситуация на финансовом рынке начала изменяться в лучшую сторону, доверие к акциям российских предприятий стало постепенно возрастать, а вкладчики ОФБУ стали получать прибыль от инвестиций.
При этом активного роста рынка не наблюдалось. Основными сдерживающими факторами развития ОФБУ в этот период были: недоработки в области законодательства, информационный вакуум, отсутствие доверия со стороны инвесторов, невысокий уровень сбережения у большинства населения, относительно нестабильная ситуация на финансовых рынках.
Рисунок 10 - Этапы развития рынка ОФБУ